ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2788/21 от 19.04.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело №16-2788/21

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 19 апреля 2021 г.

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника АО «Лихославльавтодор» по доверенности ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 ноября 2019 года, решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 20 мая 2020 года, решение судьи Тверского областного суда от 22 июля 2020 года, вынесенные в отношении АО «Лихославльавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Удомельского городского суда Тверской области от 20 мая 2020 года, АО «Лихославльавтодор» (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 495 000 рублей.

Решением судьи Тверского областного суда от 22 июля 2020 года постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 ноября 2019 года и решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 20 мая 2020 года были изменены в части назначенного обществу административного наказания. Размер административного наказания был снижен до 200 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО «Лихославльавтодор» по доверенности ФИО1 просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Закон об отходах).

Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Частью 1 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из представленных материалов, 22 августа 2019 года в период с 12 часов 45 минут до 14 часов 45 минут должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области проведен осмотр неогороженного общедоступного земельного участка с кадастровым номером 69:35:0000020:1685, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенного по адресу: Удомельский городской округ, 500 м на северо-запад от дома 2 по улице Гагарина города Удомли Тверской области с участием сотрудника УФСБ России по Тверской области и специалиста аккредитованной 1 лаборатории ЦЛАТИ по Тверской области.

Осмотром установлено, что в границах указанного земельного участка расположен покрытый густой растительностью котлован, глубиной более 11 м, к которому со стороны дороги в деревню Загорье Удомельского района Тверской области плотную примыкает земельный участок размером 60 м * 30 м, загрязненный строительными отходами (лом дорожного полотна автомобильных дорог, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, шпалы железнодорожные отработанные, загрязненный грунт) и твердые коммунальные отходы.

Основное скопление строительных отходов в виде ломаных кусков дорожного полотна (бетона), асфальтобетона разного размера просматривается на склоне котлована с западной стороны загрязненного участка.

Большая часть данных отходов засыпана землей посредством планирования загрязненного участка спецтехникой. Поверхность загрязненного участка размером 60 м * 30 м ровная, со следами протекторов спецтехники, не имеет растительности, возвышается над землей, по краям имеет отдельные навалы ломаных кусков дорожного полотна (бетона), асфальтобетона разного размера.

Ведущим инженером Вышневолоцкого отдела аналитических исследований филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФИО2 отобраны пробы почвы на загрязненном участке, а также фоновой пробы почвы, и в ходе осмотра установлен факт сброса и накопления отходов (лом дорожного полотна автомобильных дорог (бетона), лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, шпалы железнодорожные отработанные, загрязненный грунт) и твердых коммунальных отходов непосредственно на почве в границах вышеуказанного земельного участка.

По результатам лабораторных исследований (протоколы испытаний № 60-П/ЦО от 29.08.2019, № 59-П/ЦО от 29.08.2019) было установлено, что концентрации загрязняющих веществ пробы почвы загрязненного участка имеют превышение относительно показателей фоновой пробы почвы, взятой на незагрязненной сопредельной территории, в том числе:

в пробе почвы загрязненного участка (протокол испытаний № 19-П/ЦО от 29.08.2019) содержание химических веществ по: нефтепродуктам — 3254 мг/кг;

в фоновой пробе почвы, взятой на незагрязненной сопредельной территории (протокол испытаний № 60-П/Ц0 от 29.08.2019), содержание химических веществ по: нефтепродуктам — 38 мг/кг.

Превышение содержания химических веществ в пробе почвы загрязненного участка по сравнению с фоновой пробой почвы (кратность превышения) - в 86 раз.

По результатам биотестирования пробы почвы, отобранной на загрязненном участке (протокол № 116-Б/РО от 28.08.2019) установлено, что отобранный образец почвы относится к IV классу опасности для окружающей среды и обладает острой токсичностью для тест-объектов.

Таким образом, лабораторными исследованиями установлено причинение вреда окружающей среде в виде загрязнение земельного участка размером 60 * 30 м, примыкающего к котловану (карьеру) на неогороженном, общедоступном ЗУ 1685, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенном по адресу: Удомельский городской округ, 500 м на северо-запад от <...> Тверской обл. (возле дороги на д. Загорье) отходами IV класса опасности, образованными в результате проведения АО «Лихославльавтодор» работ по ремонту автомобильной дороги на ул. Энтузиастов в г. Удомля.

Указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Должностным лицом МО МВД «Удомельский» в возбуждении уголовного дела по этому факту было отказано (КУСП № 2530 от 03 августа 2019 года).

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований в области охраны окружающей среды, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что общество не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.

Вопреки доводам жалобы существенных нарушений процессуального закона, влекущих отмену вынесенных актов, при производстве по делу должностным лицом и судебными инстанциями не допущено.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применение положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 ноября 2019 года, решение судьи Удомельского городского суда Тверской области от 20 мая 2020 года, решение судьи Тверского областного суда от 22 июля 2020 года, вынесенные в отношении АО «Лихославльавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Лихославльавтодор» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Второго кассационного суда

общей юрисдикции Ю.А. Денисов