ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-2791/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 17 мая 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу ФИО1на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 30 апреля 2021 года N118/21, решение судьи Заокского районного суда Тульской области от 13 июля 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 28 октября 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела благоустройства, транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Заокского района ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 30 апреля 2021 года № начальник отдела благоустройства, транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Заокского района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Заокского районного суда Тульской области от 13 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 28 октября 2021 года, постановление должностного лица оставлено без изменения; при этом признано смягчающим обстоятельством наличие у ФИО1 малолетнего ребенка.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с процессуальными актами, вынесенными в отношении нее, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктами 4, 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) (в том числе их раздельного накопления) на территории Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 28 декабря 2018 года N580, накопление ТКО допускается только в местах (площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований; бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов несут органы местного самоуправления муниципальных образований Тульской области, в границах которых расположены такие площадки, в случаях, если контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в числе иного, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 24 марта по 8 апреля 2021 года администрацией муниципального образования Заокский район не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: допускается складирование отходов (в том числе: остатки мебели, автомобильные покрышки, фанера, оконные рамы, порубочные остатки) вблизи мест (площадок) накопления ТКО по адресам: <адрес><адрес> собственником которых является администрация муниципального образования Заокский район.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 19 апреля 2021 года в отношении начальника отдела благоустройства, транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Заокского района ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее постановлением должностного лица 30 апреля 2021 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении от 30 апреля 2021 года.
Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о том, работы по уборке мест погрузки отходов в мусоровозы относятся к полномочиям регионального оператора, не свидетельствует о незаконности судебных актов. В данном случае в материалах дела не содержится доказательств того, что находящиеся на контейнерной площадке твердые коммунальные отходы просыпались во время их погрузки и перемещения в мусоровоз.
Надлежащее содержание мест и площадок накопления твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям собственника контейнерных площадок.
Доводы настоящей жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 30 апреля 2021 года N118/21, решение судьи Заокского районного суда Тульской области от 13 июля 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 28 октября 2021 года, вынесенные в отношении начальника отдела благоустройства, транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Заокского района ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова