ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2802/2021 от 18.02.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-50/2022

г. Пятигорск

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года, вынесенное в отношении главного бухгалтера Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) № ЭХ-2020/38 от 09 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 июня 2020 года, главный бухгалтер Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Черкесск) № ЭХ-2020/38 от 09 апреля 2020 года и решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 июня 2020 года отменены, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, вынесшее постановление, ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года, ссылаясь на его незаконность.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом указанной жалобы, в установленный срок представил на нее возражения, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года), респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее по тексту - Положение), предусмотрено, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по предоставлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления. В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента. Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении. Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

Приказом Росстата от 15 июля 2019 года № 404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ГС (ГЗ) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации» (Приложение № 3), в соответствии с которой государственные органы Российской Федерации предоставляют годовые отчеты за 2019 год в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу в срок до 10 февраля 2020 года.

Из материалов дела следует, что главный бухгалтер Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года не предоставила в Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее по тексту - Северо-Кавказстат) в срок до 10 февраля 2020 года первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 2-ГС (ГЗ) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации» за 2019 год.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06 апреля 2020 года (л.д. 20-22); письменным объяснением ФИО2 от 06 апреля 2020 года (л.д. 17) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии главного бухгалтера Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года.

В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи 2).

При этом для респондентов установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (части 1 и 9 статьи 8).

С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.

Рассматривая жалобу ФИО2, судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики признал совершенное ею административное правонарушение малозначительным и отменил постановление должностного лица и решение судьи городского суда, производство по данному делу об административном правонарушении прекратил за малозначительностью, объявив ФИО2 устное замечание.

Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в решении от 4 августа 2020 года исходил из того, что совершенное ФИО2 административное правонарушение является малозначительным, статистическая отчетность в установленный законом срок не предоставлена по техническим причинам, в связи с чем названное лицо подлежит освобождению от административной ответственности.

При этом в решении от 4 августа 2020 года судьей Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, помимо прочего, отмечено, что существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Предоставление отчетности формы 2-ГС в территориальный орган Росстата не 10 февраля 2020 года, а 20 февраля 2020 года, не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку официальная статистическая информация отчета 2-ГС по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации установлена 15 мая.

Между тем данный вывод судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики не может быть признан обоснованным.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9). В то же время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба. Данный вывод выражен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 28 июня 2018 года № 1650-О.

Аналогичная правовая позиция приведена и в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вопреки указанным требованиям, судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики выводы об освобождении администрации от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения мотивировал отсутствиями каких-либо опасных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, устранением нарушений до рассмотрения дела об административном правонарушении.

Между тем характер совершенного правонарушения, посягающего на общественные отношения в области статистического учета в Российской Федерации и нарушающего порядок предоставления в органы статистики первичных статистических данных в разных отраслях деятельности, признать малозначительным правонарушением нельзя.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий в результате совершения правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства по представлению находящейся под контролем государства статистической информации.

Ответственность за указанное деяние, имеющее формальный состав, наступает независимо от наличия либо отсутствия общественно опасных последствий. В вину должностного лица вменено невыполнение предусмотренной законодательством обязанности по предоставлению статистической информации.

При этом исследованные в процессе рассмотрения дела доказательства, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить должностное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в обжалуемом судебном акте не приведены.

Доказательств невозможности предоставления отчетности в ином режиме, с учетом пункта 10 Положения (нормы, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности), в соответствии с которым первичные статистические данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи, при рассмотрении дела не представлено.

С учетом изложенного вывод судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики о малозначительности совершенного ФИО2 административного правонарушения и наличии оснований для прекращения производства по делу не основан на всестороннем и полном выяснении обстоятельств данного дела.

Таким образом, приведенные выше правовые нормы действующего законодательства свидетельствуют об обоснованности доводов жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Исходя из изложенного решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению. Из указанного судебного акта необходимо исключить сделанные с нарушением требований статей 24.1 и 26.1 названного Кодекса выводы о прекращении производства в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек, производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 не может быть возобновлено и подлежит прекращению применительно к пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В остальной части данное решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года подлежит оставлению без изменения.

Вносимыми в решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года изменениями положение лица, в отношении которого вынесен опротестованный судебный акт, не ухудшается.

Вопреки соответствующим доводам, содержащимся в возражениях ФИО2, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО3, ФИО4 и ФИО5», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года, вынесенное в отношении главного бухгалтера Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить. Исключить из указанного судебного акта вывод о прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части решение судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 04 августа 2020 года оставить без изменения.

Судья

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова

Справка:

судья городского суда Чимов З.В.

судья Верховного Суда КЧР Дзыба З.И.