ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-280/2020 | |
г. Пятигорск |
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 г., вынесенное в отношении Главы сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 04 апреля 2019 года Глава сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации, заключающейся в лишении права замещать должности муниципальной службы, предусматривающие управление этой службой, сроком на 2 года.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года указанное постановление судьи районного суда от 04 апреля 2019 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан ФИО1, направивший материалы дела об административном правонарушении в суд, выражает несогласие с указанным решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года, приводя доводы о его незаконности, просит отменить.
Глава сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2, извещенный в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представил на нее возражения, в которых просил оставить обжалуемое решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан без изменения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя и возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления в отношении должностного лица протокола об административном правонарушении) невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, 21 февраля 2019 года по факту неисполнения предписания государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Дагестан отношении Главы сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2 составлен протокол № 5/7-1241ИП-19-НИП/ф/п об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-3).
Постановлением судьи Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 4 апреля 2019 года Глава сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на срок два года (л.д. 38-42).
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года указанное постановление судьи районного суда отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2 прекращено (л.д. 122 - 124).
Поводов не согласиться с данным выводом судьи Верховного Суда Республики Дагестан не имеется.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пятому разделу Закона Республики Дагестан от 10 июня 2008 года № 28 «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» глава администрации сельского поселения (при замещении им должности по контракту) относится к главной должности муниципальной службы.
Уставом муниципального образования «сельского «Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан сельское поселение, принятым решением собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Ахтынский» 05 мая 2015 года № 28-1, в статье 30 предусмотрено, что глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, наделенным данным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, избираемым сроком на 5 лет.
Положения указанных нормативных актов разграничивают понятия «глава муниципального образования» и «глава администрации муниципального образования». Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - высшая должность муниципальной службы, осуществляет руководство исполнительно-распорядительным органом (администрацией) муниципального образования.
Вместе с тем, частями 1, 3 статьи 33 Устава предусмотрено, что администрация сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган сельского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
Главой администрации сельского поселения является Глава сельского поселения. Администрацией сельского поселения руководит Глава сельского поселения на принципах единоначалия.
Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении главы сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2
Следовательно, назначение ФИО2 административного наказания в виде дисквалификации противоречит требованиям статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не основано на положениях приведенных выше правовых норм, поскольку глава сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Республики Дагестан ФИО2 к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.
По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5).
Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, указанные в данной норме дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, подлежат рассмотрению судьями районных судов только в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, ФИО2 состоял в должности главы сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан, которая к перечисленным в части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностям не относится.
Следовательно, рассмотрение настоящего дела относится к компетенции мирового судьи.
К таким выводам судья Верховного Суда Республики Дагестан пришел обоснованно, признав незаконным и отменив постановление Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 4 апреля 2019 года.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, поскольку ФИО2 является должностным лицом, к которому не может быть применена дисквалификация, то срок давности привлечения к административной ответственности ФИО2 по части 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу статьи 4.5 указанного Кодекса, составляет 3 месяца, который на момент рассмотрения дала судьей районного суда истек.
При таких обстоятельствах вывод судьи Верховного Суда Республики Дагестан является правильным, так как основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 г., вынесенное в отношении Главы сельского поселения «сельсовет Ахтынский» Ахтынского района Республики Дагестан ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Дагестан ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
Судья районного суда Гаджибеков Ч.З.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Хаваев А.Г.