ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2815/20 от 08.06.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело №16-2815/20

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 08 июня 2020 г.

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Спецавтохозяйство" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 07 мая 2019 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 03 декабря 2019 года, решение судьи Смоленского областного суда от 29 января 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 07 мая 2019 года генеральный директор АО "Спецавтохозяйство" (далее также Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 года постановление должностного лица было отменено, а производство по делу прекращено на основании пункта 3, части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых постановление было вынесено.

Решением судьи Смоленского областного суда от 23 октября 2019 года решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 июля 2019 года было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в тот же районный суд.

При новом рассмотрении дела решением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 03 декабря 2019 года из объема обвинения исключено хранение АО "Спецавтохозяйство" полиэтиленовых мешков и пакетов, отходов картона, в остальной части постановление должностного лица было оставлено без изменения.

Судья Смоленского областного суда решением от 29 января 2020 года постановление должностного лица и решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 03 декабря 2019 года оставил без изменения.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор АО «Спецавтохозяйство» ФИО1, просит отменить постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 07 мая 2019 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 03 декабря 2019 года, решение судьи Смоленского областного суда от 29 января 2020 года, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах; нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.

Согласно статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

В силу пункта 8 статьи 12 Закон об отходах захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из представленных материалов, АО "Спецавтохозяйство" осуществляет деятельность по сбору отходов 3-4 классов опасности, транспортированию отходов 1-4 классов опасности, обработки отходов 3-4 классов опасности и размещению отходов 3-4 классов опасности на основании лицензии 27.12.2018 № (67)-7032- СТОР (переоформление лицензии (67)-6585-СТР от 29октября 2018 года; (67)-5604-СТР от 27 апреля 2018 года; (67)-5305-СТР от 01 марта 2018 года; (67)-905-СТР от 29 июля 2016 года).

Обществу на праве собственности принадлежит полигон по захоронению ТБО, общей площадью 72,1 кв.м., по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Кощинское с/п, северо-восточнее д. Замятлино на расстоянии 2,8 км.

Генеральным директором АО "Спецавтохозяйство" является ФИО1

Согласно статьи 39 Устава этого Общества, утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 23.06.2017 №851-р/адм), руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором.

К компетенции генерального директора Общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.

Прокуратурой Смоленского района Смоленской области на основании решения от 04 апреля 2019 года № 02-08-2018 проведена проверка по вопросу исполнения АО "Спецавтохозяйство" законодательства об отходах производства и потребления.

12 апреля 2019 года по результатам проверки АО «Спецавтохозяйство», проведенной совместно помощником прокурора прокуратуры Смоленского района Смоленской области и сотрудниками Росприроднадзора по Смоленской области, составлена справка, из которой следует, что в ходе обследования 04 апреля 2019 года на территории складирования отходов полигона АО «Спецавтохозяйство» обнаружены отходы, запрещенные к захоронению в соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р, а именно: автомобильные покрышки отработанные.

Факт совершения ФИО1 вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в частности, копией постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Смоленской области и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Доводы жалобы о том, что решения судами выносились без извещения ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела, т.к. полномочия защитника участвовавшего в деле были прекращены 16 июля 2019 года, нельзя признать убедительными.

Эти доводы опровергаются наличием доверенности от 08 мая 2019 года, выданной ФИО1 Молчанову П.Ю. на право защищать его интересы при рассмотрении данного дела до 16 июля 2019 года, а также копией его же доверенности от 17 июля 2019 года, которой он доверил Молчанову П.Ю. представлять его интересы до 16 июля 2020 года (л.д. 237, 109).

Защитник Молчанов П.Ю. принимал участие в судебных заседаниях, ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с не извещением ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела не заявлял.

Все апелляционные жалобы были подписаны самим ФИО1, что свидетельствует о том, что он следил за ходом рассмотрения дела с участием своего защитника Молчанова П.Ю. был согласен (л.д. 2-3, 116-117, 234-236).

Сведения об извещении ФИО1 и его защитника Молчанова П.Ю. о месте и времени проведения судебных заседаний в материалах дела имеются (л.д. 149, 152, 157, 241, 247, 250-251).

При таких обстоятельствах право ФИО1 на защиту нарушено не было и им реализовано.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 этого Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от 07 мая 2019 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 03 декабря 2019 года, решение судьи Смоленского областного суда от 29 января 2020 года, оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО "Спецавтохозяйство" ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Второго кассационного суда

общей юрисдикции Ю.А. Денисов