ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2818/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 26 мая 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 4 июня 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 июля 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 5 декабря 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела экологии филиала «Нижегородский» публичного акционерного общества «Т Плюс» (далее – филиал «Нижегородский» ПАО «Т Плюс») ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 4 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 июля 2019 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 5 декабря 2019 года, начальник отдела экологии филиала «Нижегородский» ПАО «Т Плюс» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п.2). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п.7).
Согласно п.1 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п.2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее – ППЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с п.3 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ ППЭК должна содержать, в числе прочего, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Согласно п.6 Требований к содержанию ППЭК, утв. приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 (далее – Требования), раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" ППЭК должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу в период с 11 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения филиалом «Нижегородский» ПАО «Т Плюс» (<адрес>) требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам проведенной проверки установлено, что предприятие имеет лимиты на образование и размещение отходов от 2 сентября 2015 года №554П-р (решение о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их потребление со сроком действия до 13 декабря 2019 года), которые ежегодно подтверждаются техническими отчетами о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами. В Департамент Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу представлен Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2017-2018 годы.
В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в филиале «Нижегородский» ПАО «Т Плюс» Сормовская ТЭЦ образуется 33 вида отходов I-V класса опасности, их них: I класса опасности - 1 вид отхода, II класса опасности - 1 вид отхода, III класса опасности - 8 видов отхода, IV класса опасности - 12 видов отходов, V класса опасности - 11 видов отходов.
Вместе с тем в ходе проведения проверки установлено образование отходов, не включенных в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и отсутствие нормативов их образования с указанием класса опасности, а именно - оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившего потребительские свойства.
Из материалов дела также следует, что согласно приказу о назначении лиц, ответственных за природоохранную деятельность, от 10 августа 2017 года № 354 ответственным за организацию работ по оформлению и получению разрешительной документации в сфере природопользования является начальник отдела экологии филиала «Нижегородский» ПАО «Т Плюс» ФИО1
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2019 года, приказом о назначении лиц, ответственных за природоохранную деятельность, от 10 августа 2017 года № 354, актом проверки от 17 мая 2019 года, документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, договором поставки ламп марки КМ и СКЛ, не содержащих ртуть, от 20 декабря 2017 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФИО1 правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что на предприятии не предусмотрено образование указанных отходов, опровергается договором поставки ламп марки КМ и СКЛ, не содержащих ртуть, от 20 декабря 2017 года, из которого следует, что на Сормовской ТЭЦ могут образовываться названные отходы.
Вопреки доводам жалобы ФИО1 в соответствии с положением об отделе экологии и приказа о назначении лиц, ответственных за природоохранную деятельность, от 10 августа 2017 года № 354, могла и должна была организовать свою деятельность таким образом, чтобы располагать сведениями об отходах, которые могут образовываться в ходе производственного процесса.
Вопреки доводам жалобы в данном случае учету подлежат отходы, образование которых подразумевают технологические процессы.
Довод жалобы об отсутствии у предприятия обязанности по разработке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не может повлечь отмену судебных актов, поскольку пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются, в том числе юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Учитывая изложенное и в отсутствие доказательств о предоставлении в компетентный орган декларации о воздействии на окружающую среду, судебные инстанции правильно пришли выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие ФИО1 с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 4 июня 2019 года, решение судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 июля 2019 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 5 декабря 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела экологии филиала «Нижегородский» публичного акционерного общества «Т Плюс» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов