№ 16-281/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 27 января 2022 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 апреля 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Лукойл-Калининградморнефть» (далее – ООО Лукойл-Калининградморнефть») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора от 01 марта 2021 года № 04-14-2021 ООО «Лукойл-Калининградморнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 190000 рублей.
Решением судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калининградского областного суда от 29 июня 2021 года, вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
ООО «Лукойл-Калининградморнефть», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше судебные акты, представило подписанное защитником Общества возражения с просьбой об отказе в удовлетворении жалобы.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения ООО «Лукойл-Калининградморнефть» к административной ответственности по указанной статье послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что 19 февраля 2021 года общество при эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду № 27-0139-000298-П - пункта сепарации и налива нефти (далее – ПСНН) Славский, расположенного по адресу: Калининградская область, МО «Славский городской округ», в 1,3 км к западу от северной окраины пос.Приозерье, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляло выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, за 2020 год выброшено в атмосферу без очистки 24,923 т загрязняющих веществ.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса, судья Славского районного суда Калининградской области и согласившаяся с ним вышестоящая судебная инстанция установили, что имеет место повторное привлечение общества к административной ответственности за совершение одних и тех же действий.
Указанные выводы оспариваются должностным лицом, вынесшим постановление.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНП), понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Приказом Росстата от 08.11.2018 №661 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется Росприроднадзором (пункт 1 Приказа), согласно которому при наличии у респондента нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения заполняются отдельно по каждому эксплуатируемому объекту.
Из материалов дела следует, что при проверке сведений об охране атмосферного воздуха за 2020 год по форме 2-ТП (воздух), административным органом установлено, что при эксплуатации ПСНН Славский, №27-0139-000298-П, расположенного по адресу: Калининградская область, МО «Славский городской округ», в 1,3 км к западу от северной окраины пос.Приозерье, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществлялся выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Отменяя постановление, судебные инстанции установили наличие вступившего в законную силу постановления №04-92-2020 от 08 февраля 2021 года, вынесенного в отношении ООО «Лукойл-Калининградморнефть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого по тем же обстоятельствам.
Между тем, обстоятельства дела об административном правонарушении не позволяют сделать выводы о повторности привлечения общества к административной ответственности.
Согласно постановлению №04-92-2020 от 08 февраля 2021 года ООО «Лукойл-Калининградморнефть» 28.01.2021 при эксплуатации центрального пункта сбора нефти Ушаково, №27-0139-000306-П, расположенного по адресу: п.Рощино Гурьевского района Калининградской области, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляло выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, за 2020 год выброшено в атмосферу без очистки 99,005 т загрязняющих веществ.
К случаям, исключающим производство по делу об административном правонарушении, пункт 7 части 1 статьи 24.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит вынесение постановления по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия).
Изучение материалов дела не позволяет сделать вывод о том, что постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора от 01.03.2021 №04-17-2021 и от 08.02.2021 №04-92-2020 вынесены по одному факту совершения противоправных действий (бездействия).
В рассматриваемом случае по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не выносилось постановлений, перечисленных в данной норме. Постановление должностного лица от 08.02.2021 №04-92-2020 вынесено по иным обстоятельствам совершения ООО «Лукойл-Калининградморнефть» противоправных действий.
Данным актом указанное лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту установленного 28.01.2021 нарушения правил охраны атмосферного воздуха, допущенного на центральном пункте сбора нефти Ушаково, №27-0139-000306-П, расположенного по адресу: п.Рощино Гурьевского района Калининградской области.
В рамках настоящего дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности за нарушения правил охраны атмосферного воздуха, допущенного 19.02.2021 при эксплуатации ПСНН Славский, №27-0139-000298-П, расположенного по адресу: Калининградская область, МО «Славский городской округ», в 1,3 км к западу от северной окраины пос.Приозерье.
Рассмотрение жалоб на указанные постановления должностного лица в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, абзаца 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подсудно разным судам в зависимости от мест совершения правонарушений, находящихся в разных районах Калининградской области.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу общество привлечено к административной ответственности за совершение аналогичного нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, но допущенного на другом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном по иному адресу.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. (абзац второй пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Часть 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, а не за отсутствие данного специального разрешения, соответствующий незаконный выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на каждом стационарном источнике, подлежащем государственному учету, образует самостоятельный состав административного правонарушения, вследствие чего повторное привлечение ООО «Лукойл-Калининградморнефть» к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение в действительности отсутствует.
Таким образом, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями, рассмотревшими жалобы на постановление должностного лица, не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 апреля 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Лукойл-Калининградморнефть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Славский районный суд Калининградской области.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 27 апреля 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Лукойл-Калининградморнефть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Славский районный суд Калининградской области на новое рассмотрение жалобы генерального директора общества с ограниченной ответственностью Лукойл-Калининградморнефть» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора от 01 марта 2021 года № 04-14-202.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции