ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-283/2022 от 28.01.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-283/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 28 января 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Михайловой Любови Степановны (далее Михайлова Л.С.), действующей на основании ордера в интересах автономной некоммерческой организации «Учебный центр «Ваша профессия» (далее также АНО «Учебный центр «Ваша профессия», организация) на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 17 июня 2021 года, решение судьи Калужского областного суда от 19 августа 2021 года, вынесенные в отношении АНО «Учебный центр «Ваша профессия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 19 августа 2021 года, АНО «Учебный центр «Ваша профессия» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Михайлова Л.С., действующая в интересах АНО «Учебный центр «Ваша профессия», ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на их незаконность. Также полагает возможным применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или изменение административного наказания на предупреждение. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент проверки у организации имелось санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения (учебного класса), оборудования и иного имущества санитарным требованиям. Отмечает, что в связи с изменением адреса организации в ноябре 2020 года были начаты мероприятия по санитарно-эпидемиологической экспертизе нового помещения в доме № 109 по улице Московской в городе Калуге. Считает, что отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения не относится к грубым нарушениям лицензионных требований, что исключает наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу положений пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с положениями пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и части 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

В силу подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490 лицензионными требованиями к лицензиату является наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.

В соответствии с положениями части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как следует из материалов дела организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии регистрационный номер 4026050011 от 12 марта 2021 года, выданной Министерством образования и науки Калужской области.

На основании приказа министра образования и науки Калужской области от 17 марта 2021 года № 295 в отношении АНО «Учебный центр «Ваша профессия» в период с 31 марта 2021 года по 27 апреля 2021 года назначена плановая документарная и выездная проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля.

В ходе проверки установлено, что у АНО «Учебный центр «Ваша профессия» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии, по адресу: <...>, что является нарушением пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 29 апреля 2021 года в отношении АНО «Учебный центр «Ваша профессия» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого судебные инстанции согласились с выводами должностного лица надзорного органа о наличии в деянии АНО «Учебный центр «Ваша профессия» состава указанного административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 6 от 29 апреля 2021 года (л.д. 1б-6); приказом от 17 марта 2021 года № 295 «О проведении плановой документарной и выездной проверки АНО «Учебный центр «Ваша профессия» (л.д. 7-17); актом проверки от 26 апреля 2021 года № 43-НЛ (л.д. 18-24); предписанием об устранении выявленных нарушений от 26 апреля 2021 года № Л/43-НЛ (л.д. 25); выпиской из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (л.д. 26-29), а также иными материалами дела, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства, на основании которых установлена виновность организации, получены в ходе проведения проверки, являются относимыми и допустимыми. Фактические обстоятельства, которые выявлены в ходе проверки доводами жалобы и представленными в материалы дела доказательствами, не опровергаются.

Протокол об административном правонарушении № 6 от 29 апреля 2021 года составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Иные доводы, аналогичные приведенным в рассматриваемой жалобе, являлись предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АНО «Учебный центр «Ваша профессия» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении АНО «Учебный центр «Ваша профессия» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для назначения наказания в виде предупреждения не усматривается, поскольку совершенным правонарушением создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 17 июня 2021 года, решение судьи Калужского областного суда от 19 августа 2021 года, вынесенные в отношении АНО «Учебный центр «Ваша профессия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу адвоката Михайловой Л.С., действующей в интересах АНО «Учебный центр «Ваша профессия», - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина