ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2840/20 от 24.09.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2840/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 24 сентября 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Дера-Владивосток» Булатовой <данные изъяты> – Ломакина М.В. на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 34 судебного района г. Артема Приморского края – мирового судьи судебного участка № 33 судебного района г. Артема Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 34 судебного района г. Артема Приморского края – мирового судьи судебного участка № 33 судебного района г. Артема Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ) должностное лицо – генеральный директор ООО «Дера-Владивосток» Булатова О.С. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

В порядке, установленном статьями 30.1 – 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение мирового судьи не было обжаловано либо опротестовано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник генерального директора ООО «Дера-Владивосток» Булатовой О.С. – Ломакин М.В. просит вступившее в законную силу постановление мирового судьи отменить, приводя доводы об его незаконности, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы защитника Ломакина М.В., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Из статьи 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) следует, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной н спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкоголь продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1 Закона № 171-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные потреблением (распитием) алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 названного Закона, под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 18 Закона № 171 оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляются организациями при наличии соответствующей лицензии.

Из пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ следует, что лицензии выдаются, в том числе на осуществление следующих видов деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения административных расследований по делу об административном правонарушении Владивостокской таможней представлены декларации на товары от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на электронном и бумажном носителях, согласно которым получателем алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, произведенной на территории иностранных государств и ввезенной в Российскую Федерацию (импорт) является ООО «Дера-Владивосток».

Вышеуказанные закупки (импорт) также подтверждаются сведениями деклараций по форме согласно приложению «Об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (далее - декларация ) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019 года, предусмотренных Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 «О представлении деклараций оборота, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Правила), представленных генеральным директором ООО «Дера-Владивосток» Булатовой О.С., а именно:

по декларации за 1 квартал 2019 года Булатова О.С. в графе 9, в разделе I, декларации за 1 квартал 2019 года указала объем импортированной алкогольной продукции 3234,3684 дал;

по декларации за 2 квартал 2019 года Булатова О.С. в графе 9, в разделе I, декларации за 2 квартал 2019 года указала объем импортированной алкогольной продукции 1713,664 дал;

по декларации за 3 квартал 2019 года Булатова О.С. в графе 9, в разделе I, декларации за 3 квартал 2019 года указала объем импортированной алкогольной продукции 1440,465 дал;

по декларации за 4 квартал 2019 года Булатова О.С. в графе 9, в разделе I, декларации за 4 кв. 2019 года указала объем импортированной алкогольной продукции 4,5 дал.

При этом генеральный директор ООО «Дера-Владивосток» Булатова О.С. в графах 3 «наименование производителя/импортера», и графах 6 «Сведения о поставщике продукции - наименование организации» разделов II деклараций за 1 - 4 кварталы 2019 года указала ООО «Дера-Владивосток» как импортера и поставщика алкогольной продукции. Однако декларации по формам предусмотренные Правилами генеральным директором ООО «Дера-Владивосток» не подавались.

Из пункта 2.4 Устава ООО «Дера-Владивосток» следует, что одним из основных направлений деятельности организации является внешнеэкономическая деятельность, в том числе экспортно-импортные операции с товарами народного потребления, промышленным оборудованием, сырьевыми товарами, природными ресурсами и другой продукцией.

Таким образом, Булатова О.С., допустила оборот (импорт) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, произведенной на территории иностранных государств и ввезенной в Российскую Федерацию (импорт), в <адрес>, <адрес>, <адрес>, по вышеуказанным декларациям на товары, не имея лицензии на право закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, чем нарушила требования статей 18, 26 Федерального закона № 171-ФЗ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.

Деяние Булатовой О.С. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, ввиду того, что в случае помещения алкогольной продукции под процедуру беспошлинной торговли лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции не требуется, и общество не осуществляло импорт алкогольной продукции, являются несостоятельными.

ООО «Дера-Владивосток» имело в момент осуществления закупок лицензию на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и её реализацию по договору розничной купли-продажи.

Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции не предоставляет лицензиату права на осуществление импорта алкогольной продукции, в связи с чем для осуществления соответствующего вида деятельности требуется лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под импортом товара понимается ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе.

Из пункта 1 статьи 243 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная (далее - ТК ЕАЭС) следует, что процедура беспошлинной торговли - это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Пунктом 2 статьи 243 ТК ЕАЭС определено, что товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются, в том числе, физическим лицам, убывающим с таможенной территории Союза, а также физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза.

Лицо, помещающее товары под таможенную процедуру беспошлинной торговли, не принимает на себя обязательства об их обратном вывозе.

Таким образом, ввоз алкогольной продукции, помещаемой под таможенную процедуру беспошлинной торговли для последующей реализации её в розничной сети через магазины беспошлинной торговли, представляет собой импорт алкогольной продукции, для осуществления которого необходима лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.

Оснований для применения положений статьи 2.9, частей 2.2, 2.3 статьи 4.1, и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Постановление о привлечении Булатовой О.С. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Мировой судья верно установил, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек в части закупки (импорта) алкогольной продукции по таможенным декларациям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, однако в части закупки (импорта) алкогольной продукции по таможенным декларациям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не истек.

Административное наказание назначено Булатовой О.С. в пределах санкции части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 34 судебного района г. Артема Приморского края – мирового судьи судебного участка № 33 судебного района г. Артема Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Дера-Владивосток» Булатовой <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ломакина М.В. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко