№16-2844/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 7 августа 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области ФИО2, на вступившие в законную силу постановление начальника отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда»,
установил:
постановлением начальника отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года постановление начальника отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года оставлено без изменения.
Начальник отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области ФИО2 обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решения судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года и оставлении без изменения постановления начальника отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области от 19 июня 2019 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями необъективно и неполно исследованы все представленные доказательства, и на основании этого вынесены незаконные и необоснованные решения.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу части 3 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российский Федерации Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что, на основании распоряжения № от 30 апреля 2019 года в отношении МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», расположенного по адресу; <адрес>, была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что приложением №1 к приказу Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ № от 27 апреля 2016 года утверждена «собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности жилищно-коммунальное хозяйство» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2)».
Согласно данной классификации № отнесен к жилищно-коммунальному хозяйству.
Из ЕГРЮЛ следует, что МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» присвоен № деятельность по благоустройству ландшафта.
28 февраля 2017 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, из пункта 1.8 которого следует, что Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных оговоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением, Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
Согласно данному Соглашению, в случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее соглашение имеет прямое действие.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях.
Таким образом, согласно перечню Организаций по видам экономической деятельности организаций ЖКХ, услугам и работам, МБУ «ЖКХ ТЗР Волгограда» относится к той категории предприятий, финансирование которых осуществляется в форме выделения бюджетных денежных средств по определенному назначению, то есть, на которые распространяет действие Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Согласно п. 2.3 указанного соглашения Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших, норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера, оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы вступило в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2019 года включительно, подписано Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения «ОООР ЖКХ» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения).
Таким образом, в связи подписанием представителем работодателей, то есть Общероссийским отраслевым объединением работодателей «ОООР ЖКХ» и работников в лице их представителя - Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, то вышеуказанное соглашение подлежит применению.
Учитывая, что данное Соглашение имеет прямое действие, работодатель обязан руководствоваться вышеуказанным соглашением при расчете и начислении работникам заработной платы
Признавая МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» виновным по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, должностное лицо исходило из подтвержденного в результате проверки (акт проверки № от 31 мая 2019 года) факта неисполнения юридическим лицом пункта 1 части 2 статьи 22, части 3 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.1 Отраслевого тарифного соглашения, выразившегося в том, что работникам МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» в декабре 2018 г. - марте 2019 г. была установлена и выплачивалась заработная плата из расчета менее установленной указанным Отраслевым тарифным соглашением.
С таким выводом, обоснованно не согласился судья районного суда.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, судья районного суда исходил из следующего.
Так, из коллективного договора МБУ «ЖКХ Дзержинского района г. Волгограда» на 2017-2020 г.г. следует, что действие коллективного договора распространяется на всех работников Учреждения.
С учетом коллективного договора заключаются индивидуальные трудовые договоры с работниками учреждения. Условия трудовых договоров не могут ухудшать положения работников по сравнению с коллективным договором. Срок действия коллективного договора три года, вступает в законную силу с 15 июля 2017 года.
В соответствии с п. 3.1 коллективного договора оплата труда работников производится помесячно по дифференцированным должностным окладам согласно штатному расписанию учреждения, «Положению о порядке и условиях оплаты труда у работников МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» (приложение №1).
Порядок оплаты труда, размеры окладов, условия премирования работников, установление доплат, надбавок и компенсационных выплат устанавливаются «Положением о порядке и условиях оплаты труда работников МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» (приложение №1) и другими локальными нормативными актами, утвержденными Работодателем (п. 3.12 коллективного договора).
Из п. 2.1 Приложения №1 к коллективному договору следует, что работникам учреждения (за исключением руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера) в зависимости от занимаемой должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей специалистов и служащих, по профессиональным квалификационным группам должностей рабочих, определенным согласно профессиональным квалификационным группам, устанавливаются должностные оклады в размерах согласно приложению 1 к решению Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №, работникам учреждений, занимающим должности, не включенные в профессиональные квалификационные группы, должностные (оклады устанавливаются в размерах согласно приложению №3 решения Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года №.
В соответствии с п. 2.1 изменений и дополнений в коллективный договор МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» на 2017-2020 г.г. работникам учреждения в зависимости от занимаемой должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей специалистов и служащих, по профессиональным квалификационным группам должностей рабочих устанавливаются минимальные должностные оклады (оклады) в размерах согласно приложению к настоящему Положению, работникам учреждений занимающим должности, не включенные в профессиональные квалификационные группы, минимальные должностные оклады устанавливаются в размерах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Постановлением администрации Волгограда №42 от 15 января 2019 года утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений Волгограда в сфере строительства, архитектуры, земельных правоотношений, жилищно-коммунального, дорожного и лесного хозяйства, благоустройства, озеленения и охраны окружающей среды, в области гражданской обороны.
На основании п. 2.1 Положения работникам учреждения в зависимости от занимаемой должности по соответствующим профессиональным квалификационным группам должностей специалистов и служащих, по профессиональным квалификационным группам должностей рабочих устанавливаются минимальные должностные оклады (оклады) в размерах согласно приложению №1 к настоящему Положению, работникам учреждения занимающим должности, не включенные в профессиональные квалификационные группы, минимальные должностные оклады устанавливаются в размерах согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к выводу о том, что МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» была установлена и выплачивалась заработная плата в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года № «Об утверждении Положения о порядке и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений Волгограда в сфере строительства, архитектуры, жилищно-коммунального, дорожного и лесного хозяйства, озеленения и охраны окружающей среды, периодической печати и издательства, в области гражданской обороны», Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2008 года №н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих», Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», утвержденных приказом директора Учреждения от 14 июля 2014 года, с учетом внесенных изменений.
С данным выводом правомерно согласился судья оластного суда.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год, и на момент рассмотрения жалобы указанный срок истек, правонарушение совершено в декабре 2018 - марте 2019 г.г., полагаю, что решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела №1 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Гострудинспекции в Волгоградской области ФИО2, – без удовлетворения.
Судья