ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2849/2023 от 30.06.2023 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2849/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 30 июня 2023 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Сидорова Ю.А., действующего на основании ордера в интересах ФИО1, (далее ФИО1), на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 сентября 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 14 декабря 2022 года, вынесенные в отношении председателя незарегистрированного общественного объединения «Комитет против пыток», выполняющего функции иностранного агента (далее также Комитет против пыток, общественное объединение) ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 14 декабря 2022 года, председатель незарегистрированного общественного объединения «Комитет против пыток», выполняющего функции иностранного агента, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, адвокат Сидоров Ю.А., действующий в интересах ФИО1, ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, прекращении производства.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, материалов или их распространение, либо направление таким общественным объединением материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Согласно примечанию к данной статье лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественном объединении, функционирующем без приобретения прав юридического лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

Статьей 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения) определено, что в случае выявления общественного объединения, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не подало уведомление в порядке, установленном частью первой настоящей статьи, федеральный орган государственной регистрации включает данное общественное объединение в указанный реестр (часть 5 статьи 29.1).

Материалы, производимые и (или) распространяемые общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, материалы, направляемые таким общественным объединением в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такого общественного объединения, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности такого общественного объединения (часть 7 статьи 29.1 указанного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что распоряжением Минюста России № 740-р от 10 июня 2022 года общественное объединение «Комитет против пыток», функционирующее без приобретения прав юридического лица, включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

При проведении Главным управлением внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области 15 июня 2022 года мониторинга сети «Интернет» выявлено размещение на дату - 11 июня 2022 года в публичном доступе незарегистрированным общественным объединением «Комитет против пыток», выполняющим функции иностранного агента, информации, касающейся его деятельности, в том числе о наличии вакансии юриста-правозащитника, не содержащей указания, что она произведена и распространяется незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, и касается его деятельности.

На основании информации и подтверждающих ее материалов ОРМ «Наблюдение», поступивших в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, начальником отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области 18 августа 2022 года в отношении председателя Комитета против пыток (общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица, включенного 10 июня 2022 года в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента) ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 сентября 2022 года, с выводами которого согласился судья вышестоящей инстанции, председатель Комитета против пыток ФИО1 признан виновным в совершении вменяемого правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы по части 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы, в том числе о том, что на момент выявления административного правонарушения 15 июня 2022 года ФИО1 не являлся председателем Комитета против пыток на основании решения общего собрания членов данной организации от 11 июня 2022 года, о размещении на странице организации информации о вакансии, произведенном в начале 2022 года, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

Соглашаясь с выводами нижестоящих инстанций, судья кассационного суда учитывает, что в материалах дела имеются данные, указывающие на то, что с 11 июня 2022 года ФИО1, как председателю Комитета против пыток, было известно о внесении 10 июня 2022 года возглавляемого им общественного объединения «Комитет против пыток», функционирующего без приобретения прав юридического лица, в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.

Однако, по состоянию на 11 часов 27 минут 11 июня 2022 года на официальном канале межрегионального общественного объединения «Комитет против пыток» (л.д. 14-15) в сети «Интернет» данное общественное объединение распространяло информацию о своей деятельности без указания статуса незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, что подтверждается скриншотами и справкой оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Нижегородской области от 11 июня 2022 года (л.д. 13).

Вопреки позиции заявителя, факт проведения общего собрания членов межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» 11 июня 2022 года с 19 часов 30 минут по 20 часов 30 минут и принятия на нем решения о ликвидации общественной организации правового значения для рассматриваемого дела и установленных по делу обстоятельств не имеет.

Суды сделали правильные выводы, что являясь в силу примечания к статье 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом Комитета против пыток, ФИО1 все зависящие от него организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, направленные на выполнение требований статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не выполнил, вследствие чего он, как должностное лицо Комитета, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для применения положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается ввиду следующего.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.

Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 622-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана утратившей силу.

Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановление о назначении ФИО1 административного наказания исполнено. Назначенный административный штраф в сумме 100 000 рублей оплачен в полном объеме (л.д. 130).

Иные доводы настоящей жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 сентября 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 14 декабря 2022 года, вынесенные в отношении председателя незарегистрированного общественного объединения «Комитет против пыток», выполняющего функции иностранного агента, ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.5-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу адвоката Сидорова Ю.А., действующего на основании ордера в интересах ФИО1 – без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина