ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-285/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 января 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста по делам ГО и ЧС Администратиции муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2021 года, главный специалист по делам ГО и ЧС Администратиции муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо ФИО1 выражает несогласие с судебными актами, просит освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 29 апреля 2021 года в ходе плановой проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в деятельности администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено, что ФИО1, будучи ответственным за соблюдение правил, законов и норм по обеспечению мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, допустил нарушения требований, а именно:
- в организации требует переработки Положение о системе оповещения и информированию, населения, об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, утвержденного постановлением Администрации Муниципального района Чишминский район РБ от 25.05.2011 № 858-П, в соответствии с действующим законодательством и с учетом фактических способов и средств оповещения и информирования должностных лиц муниципального звена Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения муниципального района в нарушении пп. «м» и. 2 ст. 11 Федерльного закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного - постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; пп. «м» н. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 Положение о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановление Правительства РБ от 30.12.2005 № 294, п. 6, 16 Положения о системе оповещения населения утвержденного приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России №365 от 31.07.2020 зарегистрированного в Минюсте России 26.10.2020 №60567;
- в положении о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района Чишминский район РБ, утвержденном постановлением главы администрации муниципального района Чишминский район РБ от 24.01.2018 №7411 №146 не учтены все основные задачи, возложенные на комиссию в соответствии с действующим законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: отсутствует рассмотрение вопросов об организации оповещения и информированию населения о чрезвычайных ситуациях в нарушении ч. 1, 2 ст. 4.1 Федерльного закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6, 7, 8, 9, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, ч.1, 2 ст. 4.1 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6,7, 9,9, 26 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановление Правительства РБ от 30.12.2005 № 294;
- не определен, отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена такой информацией, в нарушении пп. «н» п. 2 ст. 12 Федерльного закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 22, пп. «а» п. 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного - постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, п. 3 Порядка сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 № 334, пп. «н» п.2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з «О защите население и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп. «а» п. 26 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановление Правительства РБ от 30.12.2005 № 294, п. 2 Постановления Правительства РБ от 14.09.2012 № 321 «О порядке сбора и обмена в РБ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера», Положение о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом МЧС России от 26.08.2009 № 496;
- не разработаны необходимые документы для осуществления функционирования пунктов временного размещения, предназначенных для приема, временного размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения, выведенного из зон чрезвычайных ситуаций или возможных чрезвычайных ситуаций, а именно: приказ о создании данных пунктов, функциональные обязанности администрации этих пунктов, календарный план действий и штатно-должностной список администрации, план размещения эваконаселения, журнал учета прибытия населения на пункт временного размещения, схема оповещения и сбора администрации, схема связи и управления, журналы принятых и отданных распоряжений, указатели и таблички в нарушении Положения о пунктах временного размещения и длительного проживания населения города (района) на территории РБ утвержденное постановление Кабинета Министров РБ от 16.02.2002 № 307 «Об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан», п. 4 ч. 2 методических рекомендаций по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения;
- требует корректировки паспорт безопасности от 2009 года территории муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан с учетом оперативных данных и изменений показателей риска в нарушении Типового паспорта безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований утвержденный приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.10.2004 № 484;
- требует корректировки План от 20018 года первоочередного жизнеобеспечения населения муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в чрезвычайных ситуациях, в нарушении пп. «б» п. 2 ст. 11 Федерльного закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 «28-ФЗ «О гражданской обороне», пп. «б» п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного - постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, п. 26 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановление Правительства РБ от 30.12.2005 № 294, Положения об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан, утверждённое постановление Кабинета министров РБ от 16.10.2002 № 307;
- требует корректировки постановление главы Администрации МО Чишминский район РБ от 10.04.2019 № 258-П «О создании эвакуационной комиссии муниципального района Чишминский район РБ» в нарушении пп. «б» п. 2 ст. 11 Федерльного закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 2 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пп. «б» п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного - постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, п. 26 Положения о Башкирской территориальной1 подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановление Правительства РБ от 30.12.2005 № 294, Положения об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан, утверждённое постановление Кабинета министров РБ от 16.10.2002 №307;
- требует корректировки план действий от 2018 года по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Муниципального района Чишминский район РБ в нарушении п.2 пп. «о» ст. 11 Федерльного закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, п. 2 пп. «о» ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 № 26-з защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 22 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 № 294.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 29 апреля 2021 года, копией акта проверки от 29 апреля 2021 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1, являющийся главным специалистом по делам ГО и ЧС Администратиции муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 названного Кодекса.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности и назначения административного наказания в виде административного штрафа, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ФИО1, объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении главного специалиста по делам ГО и ЧС Администратиции муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ФИО1 данного дела об административном правонарушении, имели место 29 апреля 2021 года.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено мировым судьей судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан 21 июля 2021 года, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Следовательно, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по данному делу не истек.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем указывает в жалобе ФИО1, не имеется, поскольку совершенное им деяние малозначительным не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 28 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста по делам ГО и ЧС Администратиции муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Постановление19.01.2022