ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-285/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 13 февраля 2024 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Павлова Александра Валерьевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский), начальника отдела специальных таможенных процедур N4 от 4 октября 2022 года N10005000-004696/2022, решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 13 декабря 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении Павлова Александра Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя начальника таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский), начальника отдела специальных таможенных процедур N4 от 4 октября 2022 года N10005000-004696/2022, оставленным без изменения решением судьи Химкинского городского суда Московской области от 13 декабря 2022 года, решением судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года, Павлов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ? незадекларированной суммы наличных средств, что составило 24 162,6 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Павлов А.В. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Примечанием к данной статье определено, что для целей применения названной статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
В силу пункта 7 части 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации.
Согласно пунктам 3 и 5 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Таможенное декларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов производится с учетом пунктов 16 и 17 настоящей статьи.
В статье 255 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приведено определение понятия "система двойного коридора", под которой понимается упрощенная система проведения таможенного контроля, позволяющая физическим лицам, следующим через таможенную границу Союза, осуществлять самостоятельный выбор между "красным" и "зеленым" коридорами.
Из положений пунктов 1, 2, 3, 7 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора.
"Зеленый" коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. "Красный" коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование по желанию физического лица.
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора ("красного" или "зеленого") для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования.
Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в "зеленый" коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Неприменение отдельных форм таможенного контроля в "зеленом" коридоре не означает, что физическое лицо освобождается от обязанности соблюдать международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство государств-членов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 4 октября 2022 года примерно в 10 часов 40 минут Павлов А.В., убывающий в Турцию рейсом ЕО 1803 (Анталия), проследовал через "зеленый" коридор, предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования или денежных средств, не подлежащих таможенному декларированию, международного аэропорта Шереметьево терминал "С", тем самым заявив Шереметьевской таможне об отсутствии у него товаров и денежных средств, подлежащих таможенному декларированию. При устном опросе гражданин Павлов А.В. заявил, что имеет при себе денежные средства в размере 9 500 долларов США и 61 000 рублей Российской Федерации, которые добровольно предъявил к таможенному контролю. Таким образом, Павлов А.В. не задекларировал по установленной законом форме наличные денежные средства в размере 9500 долларов США и 61 000 рублей Российской Федерации, общая сумма которых по курсу ЦБ РФ по состоянию на 4 октября 2022 года составила 607 880,8 рублей, что эквивалентно сумме 10 559,65 долларов США, которые подлежали письменному декларированию.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Павлов А.В. правильно квалифицированы по статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя об отсутствии умысла на недекларирование перевозимых денежных средств не свидетельствует об отсутствии в действиях Павлова А.В. состава описанного выше административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что денежные средства, обнаруженные у заявителя, являются совместной собственностью его и супруги, выезжающей вместе с ним, не могут быть приняты во внимание.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП Российской Федерации, конкретизируется таможенным законодательством, определяющим порядок перемещения наличных денежных средств через таможенную границу, а также обязанность физических лиц по их декларированию сверх суммы, разрешенной таможенным законодательством к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
Исключений для какой либо категории лиц Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не содержит.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, по существу сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых судебных актах выводами, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для их изменения или отмены, не опровергают наличие в деянии Павлова А.В. состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Павлова А.В. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский), начальника отдела специальных таможенных процедур N4 от 4 октября 2022 года N10005000-004696/2022, решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 13 декабря 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении Павлова Александра Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Павлова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова