№ 16-2881/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 20 августа 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федерального округу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 58 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи суда имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Лесопилка»
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 58 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи суда имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – ООО «Лесопилка» прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо направившее дело на рассмотрение мировому судье - заместитель начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федерального округу ФИО1 ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности и направлении дела на новое рассмотрение.
ООО «Лесопилка», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче ФИО1 жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
Изучив доводы жалобы заместителя начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федерального округу ФИО1, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО «Лесопилка» к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
Так ООО «Лесопилка» ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту по адресу: <адрес>, не представило оператору, предусмотренной частью 1, 3 статьей 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации, единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок к ней (ЕГАИС) отчет о фактическом объеме транспортировке древесины в течении действия договора сделки с древесиной № Б/Н от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Лесопилка» (продавец) и ООО «Хорская буренка» (покупатель), на основании которого была подана декларация №. Датой последнего дня срока представления данного отчета является ДД.ММ.ГГГГ до 24 часов 00 минут.
Рассмотрев в отношении ООО «Лесопилка» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, поскольку Правилами № 11 от 6 января 2015 года предусмотрена необходимость создания и представления деклараций о сделках с древесиной лишь при первоначальном заключении договора об отчуждении древесины, а также при их изменениях или прекращении действия. Отчет о фактическом объеме транспортировке древесины в течение действия договора сделки с древесиной представлять не требуется.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федерального округу ФИО1 о неправомерности применения положений учета древесины и сделок к ней мировым судьей, с доводами жалобы не согласился, признал выводы мирового судьи верными, не усмотрев существенных нарушений процессуальных требований.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя ввиду нарушения мировым судьей при рассмотрении дела норм материального права, которые вышестоящая судебная инстанция не устранила.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Главы 2.2 и 2.3 Лесного кодекса Российской Федерации, включающие в себя статьи 50.3, 50.4, 50.5 и 50.6, устанавливают специальные правила, регулирующие отношения, связанные с транспортировкой древесины и сделками с ней, а также определяют правовые основы функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.
Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (части 1, 2 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 1). В декларации о сделках с древесиной указываются в том числе сведения об объеме древесины, о ее видовом (породном) и сортиментном составе (часть 2). В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц (часть 3).
При этом указанные законоположения действуют во взаимосвязи с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 года № 1047-р, утвердившим перечни видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса Российской Федерации, а соблюдение указанных правил обеспечивает статья 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с нею.
Декларирование сделок с древесиной обеспечивает контроль за перемещением древесины из мест ее заготовки, позволяя выявить участников незаконного оборота лесных ресурсов. Тем самым указанное декларирование выступает в качестве дополнительной меры противодействия нарушениям лесного законодательства (незаконным рубкам лесных насаждений), притом что сведения, указываемые в декларации, обеспечивают ее эффективность.
Заключив ДД.ММ.ГГГГ договор сделки с древесиной № Б/Н на поставку древесины и подав декларацию о сделке в ЕГАИС, ООО «Лесопилка» было обязано в течение всего срока действия договора не реже одного раза в месяц вносить в представленную декларацию изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, что прямо предусмотрено положениями части 3 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поскольку сведения о фактическом объеме транспортировки древесины, подлежащие внесению в ЕГАИС не реже одного раза в месяц в течение действия договора, являются составляющей декларации, то неисполнение этой обязанности, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие отгрузки древесины покупателю в течение срока действия заключенного договора не снимает с продавца обязанности предоставить в декларацию о совершенной сделке ежемесячный отчет (информацию об изменении) о фактическом объеме транспортировки древесины, указав нулевой отчет 0,0 куб. м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Иное создавало бы препятствия в обеспечении учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в ЕГАИС информации и контроля за достоверностью такой информации.
При указанных обстоятельствах, у мирового судьи не имелось оснований для прекращения производства по делу.
Таким образом, при рассмотрении дела, предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей допущено существенное нарушение процессуальных требований.
Вышестоящей судебной инстанцией допущенное мировым судьей нарушение не устранено.
Допущенное мировым судьей нарушение в связи с неправильным применением норм материального права, является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела и привело к неправильному его разрешению.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «Лесопилка» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и к настоящему времени истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела мировым судьей, судьей районного (городского) суда, судьей вышестоящего суда.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 58 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи суда имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО «Лесопилка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
жалобу заместителя начальника отдела Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федерального округу ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 58 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 57 судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи суда имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО «Лесопилка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко