ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |||
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |||
№ 16-98/2022 | |||
г. Пятигорск | |||
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2021 года, вынесенное в отношении заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике № 28-210/6 от 27 января 2020 года (с учетом определения от 22 июня 2020 года) заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики – министр финансов Чеченской Республики ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 12 августа 2020 года постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного суда Чеченской Республики от 17 декабря 2020 года решение судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 12 августа 2020 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении решением судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 05 июля 2021 года постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного суда Чеченской Республики от 06 октября 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 05 июля 2021 года отменено, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики – министр финансов Чеченской Республики ФИО1 просит отменить решение судьи Верховного суда Чеченской Республики от 06 октября 2021 года, вынесенное в отношении него по делу об административном правонарушении, считая незаконным.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата.
Из материалов дела следует, что 9 декабря 2019 года заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике в отношении заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, по факту выявленного в ходе мониторинга автоматизированной системы Федерального казначейства нарушения требований части 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившегося в несвоевременном возврате Правительством Чеченской Республики суммы кредита, предоставленного бюджету Чеченской Республики на основании соглашения от 21 декабря 2015 года № 01-01-06/06-254, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики. Сумма задолженности и начисленных процентов, подлежащая возврату в 2019 году, составила 8 271 150 рублей, погашение ее должно было произойти 1 декабря 2019 года, а фактически произведено 5 декабря 2019 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 постановлением должностного лица к административной ответственности по части 3 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу, поданную в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 названного кодекса, судья районного суда решением от 12 августа 2020 года отменил постановление должностного лица с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судьей районного суда со ссылкой на отсутствие вины названного лица в совершении вменяемого правонарушения сделан вывод о том, что оплата имеющейся задолженности не была произведена в срок по независящим от Министерства финансов Чеченской Республики обстоятельствам, поскольку заявка в казначейство субъекта на соответствующий кассовый расход была направлена своевременно.
По результатам пересмотра судья Верховного Суда Чеченской Республики с выводами судьи районного суда не согласился, решением от 17 декабря 2020 года принятое им решение отменил с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд, указав, что вывод судьи районного суда сделан без исследования материала административного производства, подлинники которого, либо надлежащим образом заверенные копии в деле не имеются.
По результатам нового рассмотрения решением судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 5 июля 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда указал на то, что Министерством финансов по Чеченской Республике для возврата задолженности были выполнены все необходимые действия, предусмотренные соглашением. Указанная задолженность образовалась по вине Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике, нарушившего очередность списания денежных средств, в результате по причине недостаточности средств на счете заявка Министерства финансов по Чеченской Республике на кассовый расход № 1302 от 28 ноября 2019 года на сумму 8 271150 рублей осталась не исполненной.
Рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление о назначении наказания, поданную в порядке, предусмотренном статьями 30.7 - 30.9 названного кодекса, на решение судьи районного суда от 5 июля 2021 года, судья Верховного Суда Чеченской Республики решением от 6 октября 2021 года отменил этот судебный акт, дело направил на новое рассмотрение в тот же суд.
Указанный вывод судья Верховного Суда Чеченской Республики мотивировал тем, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом допущено несоблюдение процессуальных требований, которое повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С такими выводами согласиться нельзя в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
По смыслу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 судья на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, только в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 9 декабря 2020 года, в нем содержатся все сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержание протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что он составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ввиду этого его подпись в графе разъяснения прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, отсутствует.
Копия протокола вручена директору административно-правового департамента Министерства финансов Чеченской Республики Нунаеву Р.С. на основании доверенности № 02-01/20 от 21 января 2020 года (л.д.201 т.2). Необходимо отметить, что указанной доверенностью Нунаев Р.С. уполномочен, в частности, Министром финансов Чеченской Республики представлять его интересы в контролирующих и надзорных органах в ходе производства по делам об административных правонарушениях. Действуя на основании этой доверенности в качестве защитника, Нунаев Р.С. обжаловал состоявшиеся по делу постановления и решения в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах утверждение судьи Верховного Суда Чеченской Республики о вручении протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ФИО1, директору административно-правового отдела Министерства финансов Чеченской Республики Нунаеву Р.С., не наделенного полномочиями на участие в производстве по настоящему делу об административном правонарушении, то есть без каких-либо на то оснований, не соответствует материалам дела.
Напротив, объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что у указанного лица отсутствовала возможность передать протокол министру финансов Чеченской Республики ФИО1 как в день его получения, так и впоследствии, в том числе с использованием любых доступных средств связи, не имеется. Существенных недостатков протокола об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание его недопустимым доказательством по делу, не установлено.
Изложенное оставлено без внимания судьи Верховного Суда Чеченской Республики при вынесении решения по результатам рассмотрения жалобы на акты нижестоящих судебных инстанций.
Помимо этого, на основании пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судья Верховного Cуда Чеченской Республики не был лишен возможности истребовать необходимые для рассмотрения дела материалы, в том числе, при необходимости допросить в качестве свидетеля лицо, составившее протокол об административном правонарушении, установить все обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела, то есть доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания, могли быть им проверены самостоятельно, без возвращения дела на новое рассмотрение судье районного суда
Ограничившись установлением обстоятельств, связанных с составлением протокола об административном правонарушении, также указав на отсутствие подлинников материала дела об административном правонарушении либо надлежащим образом заверенных копий, судья Верховного Суда Чеченской Республики не исследовал доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Верховного суда Чеченской Республики от 06 октября 2021 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей Верховного Суда Чеченской Республики ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы, состоявшееся по делу решение судьи Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2021 года признано незаконным и подлежит отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике № 28-21/6 от 27 января 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 12 августа 2020 года, решение судьи Верховного суда Чеченской Республики от 17 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 5 июля 2021 года о привлечении заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 к административной ответственности также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению, поскольку иное повлечет ухудшение положение лица, в отношении которого прекращено производство за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике № 28-21/6 от 27 января 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 12 августа 2020 года, решение судьи Верховного суда Чеченской Республики от 17 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 5 июля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чеченской Республики от 06 октября 2021 года, вынесенные в отношении заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф.
Справка:
судья районного суда Ибрагимов Т.З.
судья Верховного Суда ЧР Налаев Х.Б.