ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2896/2022 от 15.07.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2896/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 15 июля 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Поросозеро-лес» генерального директора УК ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 17 января 2022 года и решение судьи Пинткярантского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поросозеро-лес» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 17 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пинткярантского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Поросозеро-лес» (далее – ООО «Поросозеро-лес», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО «Поросозеро-лес» генеральный директор УК ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как вынесенных с нарушением норм процессуального и материального права и направлении дела на новое рассмотрение.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу пункта 1 статьи 26.1 вышеназванного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.

В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а решение по делу должно быть мотивированным.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка учета древесины.

В соответствии со статьей 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент свершения административного правонарушения) древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, подлежит учету до ее вывоза из леса.

Учет древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

Порядок учета древесины устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 № 1898 утверждены Правила учета древесины, действовавшие до 1 марта 2022 года (далее – Правила).

Согласно пункту 2 данных Правил, учет древесины осуществляется, в том числе, юридическими лицами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу пункта 3 Правил учет древесины включает: определение объема древесины; определение видового (породного) и сортиментного состава древесины; фиксацию результатов определения объема древесины и видового (породного) и сортиментного состава древесины.

Определение объема древесины, видового (породного) и сортиментного состава древесины, а также фиксация их результатов осуществляются после рубки лесных насаждений до вывоза древесины из леса.

Результаты определения объема древесины фиксируются в куб. метрах с округлением чисел до 2 знаков после запятой - при учете партии древесины, до 3 знаков после запятой - при поштучном учете древесины.

Определение видового (породного) и сортиментного состава древесины производится в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

Фиксация результатов определения объема древесины и ее видового (породного) и сортиментного состава осуществляется лицами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, в бумажном и (или) электронном виде с указанием: а) сведений о документах, на основании которых осуществлена заготовка древесины; б) наименования лесничества; в) наименования участкового лесничества; г) наименования урочища (при наличии); д) номера лесного квартала; е) номера лесотаксационного выдела; ж) номера лесосеки; з) объема древесины (куб. метров); и) видового (породного) состава древесины (куб. метров); к) сортиментного состава древесины (при наличии) (куб. метров); л) даты фиксации результатов определения объема древесины и ее видового (породного) и сортиментного состава; м) сведений о лице (фамилия, имя, отчество и должность (в отношении уполномоченного представителя юридического лица или представителей органов, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил), осуществляющем фиксацию результатов определения объема древесины и ее видового (породного) и сортиментного состава (пункты 5-8 Правил).

Как следует из материалов дела, основанием привлечения ООО «Поросозеро-лес» к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.

18 ноября 2021 года в результате осмотра мест рубок в Кивиойском участковом лесничестве, проведенного ГКУ «Питкярантское центральное лесничество» на основании заявленной лесной декларации № 15 от 06.11.2020, договора аренды № 130-з от 18.12.2007, срок действия лесной декларации с 17.11.2020 по 16.11.2021, в квартале 140 выделе 12 Кивиойского участкового лесничества делянка 2 пройдена рубкой площадью 10,43 га, в данной делянке не спилен волок площадью 0,07 га, объемом – 19,254 кбм (сосна – 13,603 кбм, ель - 0,339 кбм, береза – 5,312 кбм).

По сведениям, предоставленным арендатором ООО «Поросозеро-лес» в отчете формы 1-ИЛ за январь-апрель 2021 года (вх.№ 769 от 11 мая 2021), внесенным в систему ЕГАИС учета древесины, в квартале 140 выделе 12 делянке 2 вырубленная площадь 10,5 га, объем 419 кбм.

ООО «Поросозеро-лес» представило отчет об использовании лесов в искаженном виде и не выполнило условия пункта 3.4.8 договора аренды № 120-з от 18.12.2007 года – Арендатор обязан в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, предоставлять Арендодателю отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре и другая информация), отчеты об охране и защите лесов, отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении (формы государственной статистической отчетности, формы отраслевой отчетности).

Таким образом, в нарушение пункта 5 Порядка учета древесины ООО «Поросозеро-лес» не был произведен учет древесины, заготовленной в квартале 140 выделе 12 Кивиойского участкового лесничества.

Указанные обстоятельства мировой судья, с постановлением которого согласился судья городского суда, посчитал установленными и признал ООО «Поросозеро-лес» виновным в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 17 ноября 2021 года по адресу: Республика Карелия, Питкярантский район, Кивиойское участковое лесничество (делянка в квартале 140 выдел 12).

Вместе с тем, состоявшиеся по делу судебные акты законным признать нельзя в связи с нижеследующим.

Так, в постановлении мирового судьи отсутствует исследование доказательств, на основании которых установлены обстоятельства, вмененного обществу административного правонарушения.

Судьей вышестоящего суда оценка данным нарушениям не дана, допущенные недостатки не восполнены, представленные по делу доказательства в решении лишь приведены, при этом их содержание не раскрыто, оценка не произведена.

Кроме того, при установлении места и времени совершения ООО «Поросозеро-лес» административного правонарушения, судебными инстанции не установлена форма правонарушения – длящееся (недлящееся).

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно подпункту «з» пункта 3 вышеуказанного Постановления, местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Однако, при установлении события административного правонарушения по настоящему делу фактические обстоятельства, положения закона, нарушение которых вменено Обществу, в совокупности с вышеуказанными разъяснениями не рассмотрены.

Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств является невыполнением требований пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса влечет отмену решения судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 28 февраля 2022 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поросозеро-лес», и возвращение жалобы законного представителя Общества на постановление мирового судьи на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 28 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поросозеро-лес», отменить.

Жалобу законного представителя ООО «Поросозеро-лес» на постановление мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 17 января 2022 года возвратить в Питкярантский городской суд Республики Карелия на новое рассмотрение.

Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова общей юрисдикции