ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-2896/2022
город Краснодар 28 апреля 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., изучив жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Перспектива ЖКХ» (далее по тексту ООО «Перспектива ЖКХ) ФИО3 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 145 Волгоградской области - мирового судьи судебного участка № 115 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 29 июня 2021 года и решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 октября 2021 года (с учетом определения Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года об исправлении описки) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Перспектива ЖКХ» ФИО3
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 145 Волгоградской области - мирового судьи судебного участка № 115 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 октября 2021 года (с учетом определения Тракторозаводского районного суда Волгограда от 14 октября 2021 года об исправлении описки) директор ООО «Перспектива ЖКХ» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции ФИО3 просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда в рамках лицензионного контроля в отношении ООО «Перспектива ЖКХ» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД по адресу: . По результатам проверки должностным лицом Инспекции выявлены нарушения ООО «Перспектива ЖКХ» требований ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил № по начислению потребителям МКД в период с августа 2020 года по январь 2021 года размера платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД свыше установленного норматива соответствующего вида коммунального ресурса.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета может определяться (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ): исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг - если эта система учета обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний; среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам.
Пунктом 29 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491», установлено, что с 01.01.2017 в расходы за содержание жилого помещения также включаются, в том числе, расходы на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, общему собранию собственников помещений в МКД предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
15 апреля 2019 года согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД № по решался вопрос о внесении изменений в договор управления МКД в части нового порядка оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды по общедомовым приборам учета. Суды первых инстанций установили, что, исходя из формулировки повестки дня собственники помещений не приняли четкого и ясного решения о возложении расходов по оплате «сверхнормативного» объема коммунального ресурса на себя. Указанное решение общего собрания собственников помещений было принято с существенным нарушением закона, влекущем его ничтожность. Так как данное решение не было принято, размер расходов граждан и организаций на оплату коммунального ресурса холодной воды должна была осуществляться по установленным нормативам потребления соответствующего вида коммунального ресурса.
В результате вышеизложенного, мировой судья обоснованно пришел к выводу о нарушении должностным лицом ООО «Перспектива ЖКХ» требований действующего законодательства по начислению потребителю МКД по период с августа 2020 года по январь 2021 года размера платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества МКД свыше установленного норматива соответствующего вида коммунального ресурса.
С данным выводом согласился судья районного суда.
Доводы ФИО3 о легитимности решения, принятого общим собранием собственников МКД от 15.04.2019 г., со ссылкой на решение начальника управления «Жилищная инспекция Волгограда» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве предписания №-р от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, по причине того, что решение должностного лица управления Жилищной инспекции не относится к обстоятельствам, являющимися предметом рассмотрения по настоящему делу об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Порядок и срок привлечения генерального директора ООО «Перспектива ЖКХ» ФИО3 к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 145 Волгоградской области - мирового судьи судебного участка № 115 Тракторозаводского судебного района города Волгограда Волгоградской области от 29 июня 2021 года и решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Перспектива ЖКХ» ФИО3 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков