ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-289/2022 от 07.02.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-7225/2021 (№ 16-289/2022)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 07 февраля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОВМ УМВД России по городу Сургуту Камышевой Л.А. на постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 июня 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбонова Хикматуло Махмадуллоевича,

установил:

постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 июня 2021 года (№ 5-3502/2021), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 июля 2021 года (№ 12-379/2021), прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Курбонова Х.М. по ч. 1 ст. 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее протокол об административном правонарушении в суд, выражает несогласие с судебными решениями, просит направить дело на новое рассмотрение.

Дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2022 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 июня 2021 года в ходе мониторинга соблюдения норм миграционного законодательства Российской Федерации при определении статуса иммигранта выявлен факт нарушения, выразившийся в том, что гражданин <данные изъяты> Курбонов Х.М., <данные изъяты> года рождения, при подаче 10 июня 2021 года в отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Сургуту заявления о выдаче вида на жительство предоставил недостоверные сведения, а именно при заполнении бланка заявления, форма которого установлена Приложением № 1 к Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 11 июня 2020 года № 417, указал в графе «Сведения об изменении Ф.И.О.», что свои установочные данные не менял, однако в ходе проведенных проверочных мероприятий было установлено, что Курбонов Х.М. ранее пребывал на территории РФ под установочными данными гражданина <данные изъяты> Хикматуллои Махмадуллои Сайфуллозода, <данные изъяты> года рождения, что является нарушением Постановления Правительства № 1162 от 13 ноября 2012 года, ст. 30 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ.

Судья городского суда, с которым согласился судья окружного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, исходил из того, что факт представления недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации иностранным гражданином Курбоновым Х.М. при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, доказательствами не подтвержден, поскольку представленная в материалы дела копия бланка заявления о выдаче вида на жительство, заполненного от имени Курбонова Х.М., не содержит его подписи и даты подачи заявления, в связи с чем указанный документ не может являться доказательством предоставления Курбоновым Х.М. недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ст. 118, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации суд, рассматривая дела об административных правонарушениях, осуществляет исключительную функцию правосудия и не должен подменять органы и лиц, предъявляющих и обосновывающих обвинение в административном правонарушении. Согласно же конституционному положению о том, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, обязанность по доказыванию обвинения в совершении административного правонарушения лежит на административном органе.

В качестве доказательств совершения Курбоновым Х.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ, в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении; рапорт инспектора ОВМ УМВД России по городу Сургуту; копия заявления о выдаче вида на жительство с приложением к заявлению, содержащим сведения о близких родственниках заявителя; письменные объяснения Курбонова Х.М.; копия паспорта на имя Курбонова Х.М.; сведения из информационных баз органов ФМС.

Вместе с тем, как верно указано судьей городского суда, из данных доказательств невозможно установить вину Курбонова Х.М. в совершении вмененного административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы судья городского суда при рассмотрении дела по существу исследовал все имеющиеся в деле доказательства, оценил их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу о недоказанности совершения Курбоновым Х.М. правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ, и обоснованно прекратил производство по делу. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Доводы жалобы о том, что в деле, кроме копии бланка заявления о выдаче вида на жительство, имеются иные доказательства, которые подтверждают факт совершения Курбоновым Х.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Объектом административного правонарушения по ст. 18.11 КоАП РФ выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства иммиграционных правил в Российской Федерации.

Согласно п. 106 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 11 июня 2020 года № 417 (далее - Регламент), а также приложению № 1 к нему, основанием для начала административной процедуры для оказания услуги по получению вида на жительство является подача заявителем при личном посещении подразделения по вопросам миграции заявления о предоставлении государственной услуги на бумажном носителе с приложением необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям получения вида на жительство.

Пунктом 76 Регламента предусмотрено, что регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставленных заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, осуществляется сотрудником данного подразделения в день их поступления в журнале учета заявлений и вводится в базу данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир». Регистрационный номер и дата приема заявлений проставляются в специально отведенных графах заявления о выдаче вида на жительство, заявления о замене вида на жительство, заявления о выдаче дубликата вида на жительство взамен утраченного (похищенного) либо на свободном месте заявления о выдаче вида на жительство без срока действия.

Как следует из приложения № 1 к Регламенту, заявление должно содержать подпись заявителя и дату подачи заявления, проставляемые в присутствии уполномоченного должностного лица, которые подтверждают факт предоставления сведений об иностранном гражданине в территориальное подразделение.

Исходя из объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ, обстоятельством, подлежащим установлению в ходе рассмотрения дела, является наличие действий иностранного гражданина, свидетельствующих о предоставлении определенных сведений путем подачи заявления от своего имени. Поскольку представленная в материалы дела копия заявления о выдаче вида на жительство не содержит подписи заявителя, а также даты обращения, иные документы, представленные в материалы дела должностным лицом, не имеют правового значения при разрешении данного дела.

Наличие подписи Курбонова Х.М. в приложении № 2 к заявлению о выдаче вида на жительство не свидетельствует о подписании им самого заявления и регистрации (принятии) его уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке. Одно лишь намерение предоставить заявление, содержащее недостоверные сведения, не влечет административную ответственность, если заявление не подано и принято надлежащим образом.

Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондирует нормам ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Существенных нарушений судьями процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, не установлено. Несогласие заявителя с оценкой доказательств, произведенной судьями в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Правила оценки доказательств судьями не нарушены, а оснований для их переоценки не усматривается.

Таким образом, жалоба должностного лица удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 июня 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Курбонова Хикматуло Махмадуллоевича, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОВМ УМВД России по городу Сургуту Камышевой Л.А. - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Тетюев С.В.