ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2909/20 от 17.09.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2909/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 17 сентября 2020 года

Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Овсянникова Владимира Леонидовича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №131 от 22 октября 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 января 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 10 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества «Водный союз» Овсянникова Владимира Леонидовича,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №131 от 22 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 января 2020 года, решением судьи Курганского областного суда от 10 марта 2020 года, исполняющий обязанности генерального директора акционерного общества «Водный союз» Овсянников Владимир Леонидович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты (с учетом дополнений), Овсянников В.Л. просит их отменить, считая незаконными.

Изучение содержания судебных актов по делу и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения исполняющего обязанности генерального директора АО «Водный союз» Овсянникова В.Л. к ответственности по данной статье послужило нарушение антимонопольного законодательства, которое выразилось в установлении порядка АО «Водный союз», занимающего доминирующее положение на рынке водоотведения, для потребителей на территории муниципальных образований Курганской области (г. Курган, Кетовский район: с. Новая Сидоровка, п.с.т. Введенское, Варгашинский район: с. Варгаши, г. Куртамыш), который: может привести к последствиям ущемления прав и законных интересов потребителей, объекты водоотведения которых подключены к централизованной системе водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения, в виде оплаты услуг водоотведения, которая фактически не будет оказана абоненту АО «Водный союз» в случае утилизации вывезенного перевозчиком объема жидких бытовых отходов не в месте их приемки в централизованную систему канализации АО «Водный союз»; несет угрозу нарушения прав и законных интересов лиц, оказывающих услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в силу высокого риска внесения платы за услугу водоотведения АО «Водный союз» за объемы вывезенных жидких бытовых отходов, которые уже были оплачены абонентами в рамках заключенных прямых договоров на водоотведение с АО «Водный союз».

Указанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен вступившим в законную силу решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 ноября 2018 года, послужил основанием для возбуждения в отношении исполняющего обязанности генерального директора АО «Водный союз» Овсянникова В.Л. дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суды нижестоящих инстанций с выводами заместителя руководителя – начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области согласились.

Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ выражается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Законность решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 ноября 2018 года в части пункта 2, 3 и предписания №АМЗ-8/2018 от 30 ноября 2018 года обжалована АО «Водный союз» в Арбитражный суд Курганской области.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 01 июня 2020 года по делу №А34-2007/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, признаны недействительными пункты 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30.11.2018 № АМЗ-8/2018 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30.11.2018 № АМЗ-8/2018.

Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признание арбитражным судом недействительными пунктов 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30.11.2018 № АМЗ-8/2018 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30.11.2018 № АМЗ-8/2018, на основании которого в действиях исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества «Водный союз» Овсянникова В.Л. установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем Овсянников В.Л. привлечен к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в деянии последнего состава указанного административного правонарушения.

Несмотря на то, что объективная сторона вменяемого должностному лицу административного правонарушения состоит в нарушении антимонопольного законодательства, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении доводы лица привлекаемого к административной ответственности, свидетельствующие о незаконности постановления №131 №98-Адм от 22 октября 2019 года, надлежащей оценки не получили.

Таким образом, данное дело об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества «Водный союз» Овсянникова В.Л. рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При изложенных обстоятельствах, постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №131 от 22 октября 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 января 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 10 марта 2020 года, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области №131 от 22 октября 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 09 января 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 10 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества «Водный союз» Овсянникова Владимира Леонидовича, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Савельева Л.А.