ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2950/20 от 27.05.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ФИО2 КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2950/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 27 мая 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Горина В.М., действующего в интересах акционерного общества «МЕТКОМ групп», на вступившие в законную силу постановление судьи Зарайского городского суда Московской области от 30 мая 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 25 июня 2019 года, вынесенные в отношении акционерного общества «МЕТКОМ групп» (далее – АО «МЕТКОМ групп», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Зарайского городского суда Московской области от 30 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 25 июня 2019 года, АО «МЕТКОМ групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности цеха приготовления сырья и шихты (корпус С), расположенного по адресу: <адрес> сроком на 10 суток.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Горин В.М. просит об отмене судебных актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.п. 1, 3 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 названного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

Как усматривается из материалов дела, 27 февраля 2019 года в ходе проведения проверки по адресу: <адрес>, установлено, что АО «МЕТКОМ Групп» осуществляет деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов II - IV класса опасности (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита, лом свинца несортированный, кислота аккумуляторная серная отработанная, отходы, содержащие свинец (в том числе пыль и/или опилки свинца) несортированные, осадок очистных сооружений ливневой канализации (малоопасный), корпус карболитовый аккумулятора свинцового с остатками свинцовой пасты и серной кислоты с суммарным содержанием не более 5 %) на основании имеющейся лицензии от 20 апреля 2016 года № 077220.

Лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами осуществляются АО «МЕТКОМ Групп» на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 112530 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения производственной деятельности. Отходы II и III класса опасности – аккумуляторы отработанные, принимаются АО «МЕТКОМ Групп» от сторонних организаций в соответствии с заключенными договорами для дальнейшей обработки и утилизации на производстве.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 29 ноября 2016 года №17-60/14174 объект, эксплуатируемый АО «МЕТКОМ Групп», относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду.

В процессе обработки аккумуляторов на участке обработки, сбора аккумуляторов и фильтрации работниками предприятия осуществлялась разгрузка отработанных аккумуляторов, при проведении которой образуются отходы электролита, которые самотеком поступает в приямок для последующего использования в технологическом процессе, при этом отработанные аккумуляторы поступают по ленте на участок дробления и сепарации.

Согласно протоколу от 6 марта 2019 года № ОГ/43-19 результатов анализа пробы отходов подтвержден II класс отхода – отработанного электролита, отобранного в яме для приема отработанных АКБ, в цехе подготовки сырья и шихты.

При осуществлении производственной деятельности у АО «МЕТКОМ Групп» образуется отход II класса – электролит отработанный. При этом паспорт на указанный отход у АО «МЕТКОМ Групп» отсутствует, указанный отход не учитывается в статистической и учетной документации в области обращения с отходами общества.

В нарушение требований п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение технический отчет в территориальный орган Росприроднадзора АО «Метком Групп» за 2018 год не представлен.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки, лицензией от 20 апреля 2016 года № 077220, показаниями ФИО4, ФИО5 и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние общества правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы жалобы о том, что весь электролит, поступающий на предприятие, при осуществлении производственных процессов перерабатывается, в связи с чем указанный отход не образуется, своего подтверждения не нашел.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что в АО «МЕТКОМ Групп» имеются указанные отходы. Данные отходы поступают из аккумуляторов, а также по договорам об оказании услуг по утилизации. Их сбор и хранение осуществляется на предприятии.

Количественными оценками безотходности производства является степень использования в технологических процессах сырья и материалов.

Описанный защитником АО «МЕТКОМ Групп» процесс переработки электролита в производственной деятельности АО «МЕТКОМ Групп» в полном объеме (то есть по всем процессам и этапам) материалами дела не подтвержден.

Рабочий проект «Технологические решения». Производство свинца и свинцово-сурьмянистых сплавов производительностью 25 тыс. тонн в год в <адрес>, 17-2000, том 3, представлен не в полном объеме.

Представленные АО «МЕТКОМ Групп» документы не позволяют сделать однозначный вывод о том, что на предприятии осуществляется переработка электролита в полном объеме.

Вместе с тем, при рассмотрении дела мировым судьей защитник общества ФИО6 не исключала, что обществом в дальнейшем будет осуществляться реализация отработанного электролита, для чего был разработан паспорт на данный отход, а также имеется лицензия.

При таких обстоятельствах указанный довод защитника общества не может повлечь отмену судебных актов.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие защитника общества Горина В.М. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.12, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Зарайского городского суда Московской области от 30 мая 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 25 июня 2019 года, вынесенные в отношении акционерного общества «МЕТКОМ групп» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Горина В.М. - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов