№16-2959/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 16 сентября 2020 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 20 февраля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 20 февраля 2020 года ФИО1 (далее – ФИО1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, с конфискацией изъятой стеклянной бутылки емкостью 0,5 л. с надписью на этикетке - водка «Царская охота» со спиртосодержащей жидкостью. Шесть бутылок бренди «Старый Кенегсберг ВСОП» емкостью 0,5л каждая возвращено ФИО1 по принадлежности.
В жалобе, поданной на вступивший в законную силу судебный акт, ФИО1, просит его отменить, считая незаконным, полагает, что факт совершения административного правонарушения не доказан.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, от 23.05.2013 № 11-П и от 30.03.2016 № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции признается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции, на которые распространяется действие названного Закона.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных названным Законом.
Указанной нормой также установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона, нарушением установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Федерального закона № 171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ).
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, за исключением случаев, перечисленных в указанной норме, и если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что 29.01.2020 должностным лицом УУП ОП «Лебяжьевское» капитаном полиции <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 16.11.2019 в 00 часов 05 минут ФИО1 по адресу своего проживания: <данные изъяты>, не имея лицензии на право продажи спиртосодержащей продукции, осуществила продажу <данные изъяты> 1 (одной) бутылки водки «Царская охота» емкостью 0,5 литров за 100 рублей.
Совершение правонарушения ФИО1, а именно незаконная розничная продажа алкогольной продукции подтверждено материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.01.2020; заключением эксперта №4 от 30.12.2019, согласно которого в стеклянной бутылке с надписью на этикетке - «Царская охота» содержится спиртосодержащая жидкость (пищевой продукт), с содержанием этилового спирта (крепость) 35,1 % об., объяснениями ФИО1 от 16.11.2019; объяснениями <данные изъяты> от 16.11.2019; протоколом об изъятии вещей и документов от 16.11.2019; актом приема-передачи изъятых вещей от 16.11.2019; рапортом должностного лица; протоколом осмотра места происшествия от 16.11.2019; фототаблицей и другими материалами проверки.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи пришли к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводу жалобы оснований ставить под сомнение достоверность экспертных заключений экспертов №4 от 30.12.2019, №250 от 19.11.2019 не имеется. Они в полном объеме отвечает требованиям ст. ст. 26.4, 25.9 КоАП РФ, к выводам эксперты пришли исходя из исследования и анализа представленных материалов дела. Экспертизы проведены компетентными лицами, имеющими соответствующие полномочия, не заинтересованном в исходе дела. Заключение экспертов содержит подробное описание произведенных исследований. Выводы экспертных заключений однозначные и понятные, сформулированы в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», они обоснованы, научно аргументированы, не противоречивы и подтверждаются другими доказательствами по делу, оснований сомневаться в достоверности которых и в допустимости заключения не имеется. Эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ссылка на то, что ФИО1 не была ознакомлена с определением о назначении экспертизы, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения к административной ответственности и недопустимости данного доказательства.
Из материалов дела следует, что при возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 38), ФИО1 была ознакомлена со своими процессуальными правами, в том числе и с правом знакомиться с материалами дела. Соответствующее разъяснение имеется в протоколе об административном правонарушении, полученном ФИО1 в порядке, установленном ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако указанные права реализованы не были, в связи, с чем нарушения процессуальных прав привлеченной к административной ответственности ФИО1 не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, в присутствии ФИО1, которой разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе право знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства и отводы, а также иные процессуальные права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола вручена в установленном порядке. В объяснениях к протоколу ФИО1 с вмененным правонарушением согласилась.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальные требования при производстве по делу об административном правонарушении уполномоченным на возбуждение дела об административном правонарушении и судом соблюдены.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 20 февраля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.