ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3012/2022 от 17.06.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3012/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 17 июня 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Уралэнергосбыт» (далее – ООО «Уралэнергосбыт», Общество) защитника Булыгиной Е.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Челябинска от 15 ноября 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Уралэнергосбыт»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Челябинска от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2022 года, ООО «Уралэнергосбыт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник ООО «Уралэнергосбыт» Булыгина Е.В. просит об их отмене, прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).

Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьями 39 и 156 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).

Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее -помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 апреля 2017 года № 12368-А4/04 «Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» при расчете по формуле 34 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

В силу частей 3 и 4 Правил № 491 при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 22 ноября 2012 года № 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды» (далее – Письмо № 29433-ВК/19) используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что в отношении ООО «Уралэнергосбыт» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <...>, за период с января 2020 года по июнь 2020 года.

По результатам проверки установлено, что в период с января 2020 года по июнь 2020 года начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <...>, ООО «Уралэнергосбыт» применялись нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области, утвержденные постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2, в размере 0,474 кВт*ч/кв.м. и площадь мест общего пользования многоквартирного дома в размере 972,5 кв.м.

Согласно техническому паспорту данного многоквартирного жилого дома, составленному по состоянию на 17 декабря 1988 года, общая площадь мест общего пользования составляет 454,2 кв.м.

ООО «Уралэнергосбыт» выдано предписание № 21-3142 3102 от 02 июля 2021 года, в соответствии с которым юридическое лицо обязано в срок до 25 августа 2021 года выполнить перерасчет размеры платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из общей площади мест общего пользования многоквартирного дома в размере 454,2 кв.м. за период с января 2020 года по июнь 2020 года.

С целью проверки исполнения предписания в отношении ООО «Уралэнергосбыт» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что вышеуказанное предписание не исполнено, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Обстоятельства невыполнения ООО «Уралэнергосбыт» в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о незаконности предписания подлежат отклонению ввиду следующего.

Предписание выдано должностным лицом уполномоченного органа в связи с выявленным нарушением обязательных требований, адресовано надлежащему лицу (ООО «Уралэнергосбыт»), ответственному за соблюдение данных требований и устранение соответствующих нарушений. Срок для устранения нарушений являлся достаточным для исполнения, за продлением срока исполнения Общество не обращалось.

Вопреки доводам жалобы, административный орган при выдаче предписания исходил из сведений, содержащихся в технической документации на многоквартирный дом, отсутствии достоверной информации о площади чердака, которая в техническом паспорте в перечне состава общего имущества многоквартирного дома не указана, что, в свою очередь, свидетельствует о некорректности производимых начислений платы.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ООО «Уралэнергосбыт» всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.

При таких данных в деянии юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Бездействие юридического лица правильно квалифицировано по данной норме.

Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, соблюдены.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.

Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в минимальном размере.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.

Право ООО «Уралэнергосбыт» на защиту в ходе производства по делу не нарушено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а так же пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Челябинска от 15 ноября 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Уралэнергосбыт» оставить без изменения, жалобу защитника Булыгиной Е.В. - без удовлетворения.

Судья Т.Н. Чиркова