ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-3022/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 23 июня 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СтарКом" Тихонова С.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N8 Сормовского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 13 октября 2021 года, решение судьи Сормовского районного суда г Нижнего Новгорода от 13 января 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СтарКом" (далее по тексту - ООО "СтарКом", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N8 Сормовского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Сормовского районного суда г Нижнего Новгорода от 13 января 2022 года, ООО "СтарКом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 16 812 288 рублей 24 копейки.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Тихонов С.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу либо замене назначенного административного наказания на предупреждение, либо назначение штрафа ниже низшего предела.
Одновременно, в жалобе заявлено ходатайство о приостановлении исполнения постановления мирового судьи и решение судьи районного суда до вынесения соответствующего судебного акта Первым кассационным судом общей юрисдикции.
Заявленное в жалобе ходатайство о приостановлении исполнения постановления мирового судьи и решение судьи районного суда до вынесения соответствующего судебного акта Первым кассационным судом общей юрисдикции, подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящими это определение в исполнение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 названного Кодекса, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 данного Кодекса такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Таким образом, исполнение постановления о назначении административного наказания при наличии соответствующих оснований может быть приостановлено органом или должностным лицом, которые вынесли соответствующее постановление.
Прокуратура Сормовского района г. Нижнего Новгорода, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представила на нее возражения, в которых просит судебные акты оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, возражений позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании части 2 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 16 августа 2021 года по 10 сентября 2021 года прокуратурой Сормовского района г. Нижнего Новгорода проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности ООО "Старком" при оказании услуг в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
9 марта 2021 года между администрацией Сормовского района г. Нижнего Новгорода (заказчик) и ООО "Старком" (подрядчик) заключен муниципальный контракт №, предметом которого является выполнение работ по комплексному благоустройству общественной территории "Сквер на проспекте 70 лет Октября" в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода. Согласно пункту 2.1 контракта, цена контракта составляет 39349 688 рублей 73 копейки. В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения – по 15 июля 2021 года.
Согласно комиссионному акту проверки состояния выполненных работ от 16 июля 2021 года подрядчиком сорваны сроки выполнения работ по комплексному устройству тротуаров из брусчатки, установке бордюрного камня, устройству велодорожки; к ряду работ подрядная организация не приступила: устройство посевного и рулонного газонов, посадка деревьев и кустарников, приобретение и установка МАФ, устройство резинового покрытия.
По состоянию на 16 июля 2021 года ООО "Старком" выполнило работ по контракту на сумму 5 725 112 руб. 25 коп., стоимость неисполненных обязательств – 33624576 руб. 48 коп..
Существенность причиненного в результате совершения правонарушения вреда охраняемым законом интересам общества и государства обусловлена тем, что неисполнение контрактных обязательств по благоустройству территории г. Нижнего Новгорода в преддверии празднования 800-летия г. Нижнего Новгорода оказывает негативное влияние на реализацию государственной политики и значительно затрудняет достижение целей в исполнении национальных проектов.
Вышеуказанные обстоятельства, явились основанием для возбуждения исполняющим обязанности прокурора Сормовского района г.Нижнего Новгорода 25 августа 2021 года в отношении ООО "СтарКом" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения юридического лица постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, с выводами которого согласился судья районного суда.
Вывод судебных инстанций о совершении ООО "СтарКом" административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства о контрактной системе и названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалоба защитника ООО "СтарКом" Тихонова С.Р. не содержит каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов.
Приведенные в ней доводы, в том числе о неподтверждении выводов судебных инстанций о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, виновности заказчика контракта и иные, ранее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения ООО "СтарКом" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время имеются основания для изменения принятых по делу судебных актов.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 4.1.2, согласно части 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (ч.4).
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
ООО "СтарКом" является субъектом малого предпринимательства (категория – микропредприятие), на момент совершения административного правонарушения включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (дата включения в реестр - 1 августа 2016 года).
Норма части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, в отношении Общества подлежит применению названная выше норма.
Сведений об уплате штрафа материалы дела не содержат.
Согласно материалам дела стоимость неисполненных Обществом обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 9 марта 2021 года, составила 33 624 576 руб.48 коп., соответственно размер штрафа составит 1 681 228 руб. 82 коп..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N8 Сормовского судебного района г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 13 октября 2021 года, решение судьи Сормовского районного суда г Нижнего Новгорода от 13 января 2022 года, вынесенные в отношении ООО "СтарКом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного штрафа до 1 681 228 руб.82 коп..
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника ООО "СтарКом" Тихонова С.Р. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова