ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-3042/2023
город Краснодар 26 мая 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июня 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Черноморттранснефть»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10 февраля 2022 года АО «Черноморттранснефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июня 2022 года названное постановление отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в административный орган.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2022 года названное решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 выражает несогласие с названными судебными актами.
В представленных в суд возражениях на жалобу, генеральный директор АО «Черноморттранснефть» ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать, настаивая на законности обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 2 статьи 69 Федерального закона № 219-ФЗ).
Как следует из постановления административного органа, на основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 октября 2021 года № РЕ-09/67 в период с 14 октября 2021 года по 19 ноября 2021 года уполномоченным должностным лицом проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
В ходе проверки установлено, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено проведение актуализации учетной записи объекта НВОС № 03-0123-002348-П, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом количества источников выбросов и суммарного валового выброса загрязняющих веществ, установленных при проведении инвентаризации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Черноморттранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы на постановление административного органа судьей районного суда установлено, что в 2016 году обществом был поставлен на учет объект негативного воздействия с присвоением номера № 03-0123-002348-П. При постановке на учет в учетной записи объекта указано 3 источника выбросов загрязняющих веществ с суммарным выбросом загрязняющих веществ - 0,035521 тонн в год.
В 2021 году была проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При проведении инвентаризации выявлено 4 источника выбросов с суммарным выбросом - 0,028629415 тонн в год.
В соответствии с требованиями пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2055 получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора от 23 августа 2021 года о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным нормам и правилам.
Заявка на актуализацию сведений об объекте НВОС представлена в Южное межрегиональное управления Росприроднадзора 10 сентября 2021 года.
Так как объект негативного воздействия № 03-0123-002348-П относится к 3 категории объектов НВОС, межрегиональное управление Росприроднадзора переадресовало рассмотрение заявления об актуализации сведений НВОС в Министерство природных ресурсов по Краснодарскому краю. Заявка неоднократно отклонялась по противоречивым причинам, так требовалось добавить сведения о выбросах углекислого газа на источниках выбросов № 0001, № 6002, после внесения изменений при повторном рассмотрении, получено замечание о том, что масса углекислого газа для данного типа источников не рассчитывается. По результатам рассмотрения свидетельство об актуализации сведений об объекте негативного воздействии на окружающую среду АУП КРУМН было выдано только 7 февраля 2022 года.
При проведении проверки в период с 14 октября 2021 года по 19 ноября 2021 года сведения об актуализации учетных данных объекта НВОС АУП КРУМН в соответствии с Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, были внесены в личный кабинет природопользователя и проходили процедуру согласования.
Таким образом, районным судом установлен факт выполнения АО «Черномортранснефть» требований о своевременной подаче заявки на актуализацию сведений об объекте НВОС.
Кроме того, при проведении упомянутого контрольного мероприятия в отношении АО «Черномортранснефть» административным органом было выявлено несколько административных правонарушений, выразившихся в нарушении исполнения природоохранного законодательства, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, судья районного суда пришел к выводу о том, что с учетом положений части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей положение лица, совершившего административное правонарушение, в связи с чем имеющей обратную силу, АО «Черномортранснефтъ» должно быть назначено административное наказание по правилам, предусмотренным частями 2 - 4 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не было учтено административным органом.
Проанализировав вышеизложенное правовое регулирование во взаимосвязи с обстоятельствами рассматриваемого дела, суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы нижестоящих инстанций о невыполнении административным органом требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы в Ленинском районном суде г. Новороссийска Краснодарского края срок давности привлечения АО «Черноморттранснефть» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 поименованного Кодекса для данной категории дел не истек, дело возвращено на новое рассмотрение в соответствии с нормами процессуального права.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, не находят своего подтверждения материалами дела, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, судами допущены нарушения норм процессуального права, не позволившие объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 июня 2022 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО«Черноморттранснефть» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько