ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-306/20 от 17.02.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-306/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 17 февраля 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика Калининского района» ФИО1 – Коваленко Светланы Юрьевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г. Челябинска от 27 декабря 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика Калининского района» ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г. Челябинска от 27 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика Калининского района» (далее также – ООО «ДЕЗ Калининского района», юридическое лицо) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Коваленко С.Ю. выражает несогласие с постановлением мирового судьи, решением судьи районного суда, просит об их отмене.

ГУ ГЖИ Челябинской области, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на судебные акты, возражения не направило.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В силу части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является генеральным директором ООО «ДЕЗ Калининского района», сведения о чем внесены в ЕГРЮЛ 11 апреля 2017 года. ООО «ДЕЗ Калининского района» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №0143 от 09 апреля 2015 года.

ООО «ДЕЗ Калининского района» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Челябинске на основании договора управления многоквартирного дома № 104-39 от 01 июля 2008 года. Согласно данному договору управления ООО «ДЕЗ Калининского района» осуществляет содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

С целью рассмотрения обращения граждан 02 апреля 2018 года заместителем начальника ГУ ГЖИ Челябинской области издано распоряжение №18-1894 1199 о проведении в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами внеплановой выездной проверки ООО «ДЕЗ Калининского района».

В рамках проверки, проведенной на основании указанного распоряжения, установлены нарушения лицензионных требований: необеспечение выполнения работ по надлежащему содержанию фасада МКД (допущены нарушение сплошности и герметичности уровень высоты водосточных труб, нарушение целостности козырьков входных групп, площадок, ступеней, отсутствие решеток на приямках МКД); необеспечение выполнения работ по надлежащему содержанию внутренней отделки стен в помещениях, относящихся к общему имуществу МКД (допущены повреждение штукатурного, наличие тенет, грязных следов на побелочном слое внутренней отделки в помещениях, относящихся к общему имуществу МКД); необеспечение надлежащего содержания оконных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу МКД (допущены отслоение защитного слоя, нарушение плотности притворов створок, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных заполнений); необеспечение выполнения работ по надлежащему содержанию подвала МКД (допущено ненадлежащее содержание электрического оборудования, отсутствие плафонов на электрических лампочках, подключение к общедомовой электрической щитовой по воздушной кабельной линии (по временной схеме электроснабжение другого МКД), кабель проходит по деревьям детской площадки, несанкционированное подключение автостоянки с торца МКД (подъезд №1) через станцию газовой защиты, отсутствие на продухах сетки).

В связи с выявленными нарушениями выдано предписание №18-1894 1199/1-Ч-Ф-18 от 05 апреля 2018 года со сроком исполнения 01 июля 2018 года и предписание №18-1894 1199-Ч-Ф-18 от 05 апреля 2018 года со сроком исполнения 16 апреля 2018 года.

Согласно предписанию №18-1894 1199-Ч-Ф-18 от 05 апреля 2018 года ООО «ДЕЗ Калининского района» предписано устранить выявленные нарушения: обеспечить выполнение работ по надлежащему содержанию подвала МКД (выполнить работы по установке на продухи сетки); выполнить ревизионный осмотр электрического оборудования в подвальном помещении МКД, разработать план восстановительных работ, устранить выявленные неисправности; принять срочные меры к демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду МКД, предоставить совместный акт технического осмотра электрического оборудования МКД с представителями специализированной организации в ГУ ГЖИ), обеспечить надлежаще содержание фасада МКД (выполнить работы по восстановлению сплошности, герметичности и надлежащей высоты от отмостки элементов водосточных труб МКД).

На основании распоряжения заместителя начальника ГУ ГЖИ Челябинской области №1589 от 25 апреля 2018 года с целью проверки ранее выданного предписания №18-1894 1199-Ч-Ф-18 от 05 апреля 2018 года проведена внеплановая выездная проверка. В соответствии с актом проверки от 08 мая 2019 года, установлен факт частичного неисполнения предписания №18-1894 1199-Ч-Ф-18 от 05 апреля 2018 года в части принятия срочных мер к демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду МКД, поскольку установлено, что электрический кабель проходит по стенам фасада дома на высоте второго этажа под газовым общедомовым газопроводом (имеется соприкосновение) и далее по деревьям (детская площадка) входит в дом <адрес>; иные мероприятия, указанные в предписании выполнены. В связи с выявленным нарушением ООО «ДЕЗ Калининского района» выдано предписание №1589-Ч-Ф-18 от 08 мая 2018 года, согласно которому юридическому лицу предписано обеспечить надлежащее содержание подвала МКД: разработать план по демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду под газовым общедомовым трубопроводом МКД и восстановительных работ в соответствии с требованиями пунктов 2, 20, 21 Постановления от 03.04.2013 № 290, пунктов 5.6.1, 5.6.2, 5.6.12, 5.5.1, 5.5.5 Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок 21 мая 2018 года.

На основании распоряжения заместителя начальника ГУ ГЖИ Челябинской области №2178 от 06 июня 2018 года с целью проверки ранее выданного предписания №1589-Ч-Ф-18 от 08 мая 2018 года проведена внеплановая выездная проверка. В соответствии с актом проверки от 15 июня 2018 года установлен факт неисполнения предписания №1589-Ч-Ф-18 от 08 мая 2018 года - не разработан план по демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду под газовым общедомовым трубопроводом МКД и восстановительных работ. ООО «ДЕЗ Калининского района» выдано повторное предписание №2178-Ч-Ф-18 от 15 июня 2018 года, согласно которому юридическому лицу предписано обеспечить надлежащее содержание подвала МКД: разработать план по демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду под газовым общедомовым трубопроводом МКД и восстановительных работ в срок до 25 июня 2018 года.

На основании распоряжения заместителя начальника ГУ ГЖИ Челябинской области №18-3420 2690 от 13 июля 2018 года с целью проверки ранее выданного предписания №2178-Ч-Ф-18 от 15 июня 2018 года проведена внеплановая выездная проверка. В соответствии с актом проверки от 20 июля 2018 года установлен факт неисполнения предписания №2178-Ч-Ф-18 от 15 июня 2018 - не разработан план по демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду под газовым общедомовым трубопроводом МКД и восстановительных работ. ООО «ДЕЗ Калининского района» выдано повторное предписание №18-3420 2690-Ч-Ф-18 от 20 июля 2018 года, согласно которому юридическому лицу предписано обеспечить надлежащее содержание подвала МКД: разработать план по демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду под газовым общедомовым трубопроводом МКД и восстановительных работ в срок до 06 августа 2018 года.

На основании распоряжения заместителя начальника ГУ ГЖИ Челябинской области №18-6310 4694 от 11 октября 2018 года с целью проверки ранее выданного предписания №18-3420 2690-Ч-Ф-18 от 20 июля 2018 года проведена внеплановая выездная проверка. В соответствии с актом проверки от 25 октября 2018 года установлен факт неисполнения предписания №18-3420 2690-Ч-Ф-18 от 20 июля 2018 года - не разработан план по демонтажу электрического кабеля, проходящего по деревьям, фасаду под газовым общедомовым трубопроводом МКД и восстановительных работ.

В связи невыполнением предписания №18-3420 2690-Ч-Ф-18 от 20 июля 2018 года в установленный в нем срок, в отношении ФИО1, являющегося генеральным директором ООО «ДЕЗ Калининского района» составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Калининского района г. Челябинска от 27 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи районного суда, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика Калининского района» (далее также – ООО «ДЕЗ Калининского района», юридическое лицо) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания.

Делая вывод о виновности в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и согласившийся с ним судья районного суда исходили из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание должностного лица государственной жилищной инспекции об устранении нарушений законодательства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Между тем, из содержания судебного решения следует, что указанные требования судьей районного суда при пересмотре дела не выполнены.

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

В ходе производства по данному делу защитник ФИО1 оспаривал виновность в совершении вмененного административного правонарушения. В жалобе, поданной в районный суд в порядке обжалования, не вступившего в законную силу постановления мирового судьи, заявителем указывалось, в том числе, на незаконность предписания от 20 июля 2018 года ввиду его неисполнимости и противоречия действующему законодательству содержащихся в нем выводов.

Признавая эти доводы несостоятельными, судья районного суда исходил из того, что предписание вынесено должностным лицом государственной жилищной инспекции в пределах компетенции с соблюдением порядка его вынесения, в установленном порядке предписание не обжаловалось и отменено не было.

Из диспозиции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Из материалов дела усматривается, что 10 мая 2018 года, 29 мая 2018 года, 06 ноября 2018 года ООО «ДЕЗ Калининского района» во исполнение предписаний направляло в Главное управление «ГЖИ по Челябинской области» на согласование план работ по демонтажу электрического кабеля, предназначенного для электроснабжения жилого дома <адрес> г. Челябинска. (том 2 л.д. 30, 31, 32, 33, 34)

В ответах на данные обращения Главное управление «ГЖИ по Челябинской области» указывало на отсутствие полномочий для согласования указанного плана. (том 2 л.д. 28-29, 35-36)

Необходимо также отметить, что 12 декабря 2018 года и.о. прокурора Калининского района г. Челябинска генеральному директору ООО «ДЕЗ Калининского района» ФИО1 выдано предостережение о недопустимости нарушения закона, в котором указано, что демонтаж временной кабельной линии в нарушение частей 1, 2 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта22, подпункта «д» пункта 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в отсутствие принятых мер по обеспечению электроснабжения многоквартирного дома 20а по ул. Кудрявцева в г. Челябинске по постоянной схеме электроснабжения, а также при отсутствии резервного источника электроснабжения, приведет к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг в необходимых объемах, возникновению чрезвычайной ситуации. Отсутствие электроснабжения в многоквартирном доме может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу проживающих в данном доме 260 физических лиц.

Как следует из ответа заместителя прокурора Калининского района г. Челябинска от 11 декабря 2018 года, в результате проверки установлено, что электроснабжение многоквартирного дома <адрес> осуществляется с нарушением требований Правил установки электроустановок (6 и 7 издание) - по временной схеме от электрощитовой многоквартирного дома до ул. <адрес> с питанием от ТП-3534. Воздушная КЛ-0,4 кВ частично проложена по общедомовому газовому трубопроводу ул. <адрес>. Согласно информации Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска кабельная линия -0,4 кВ, расположенная от ТП-3534 до многоквартирного дома <адрес> в реестре муниципального имущества города Челябинска не учитывается. (том 2 л.д. 45-46)

Несмотря на соответствующие доводы поданной в районный суд жалобы защитника в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и исполнимость предписания фактически проверена не была, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства не только формы и порядка принятия предписания, но и содержания данного документа с учетом предмета проверки не дано, доводы заявителя должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного администрации предписания и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.

Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Челябинска.

При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку дать оценку всем доводам защитника и имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверить законность и исполнимость предписания, истребовать все необходимые сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела, принять по делу законное и обоснованное решение.

Доводы жалобы защитника о том, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 29 апреля 2019 года (дело №А76-15787/2018) предписание №1589-Ч-Ф-18 от 08 мая 2018 года признано недействительным, так как не соответствует действующему законодательству и не отвечает критерию исполнимости, с учетом изложенного, рассмотрены быть не могут, поскольку в данном случае, они подлежат рассмотрению при пересмотре постановления в соответствующем порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Дирекция единого заказчика Калининского района» ФИО1 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Челябинска.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова