ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3070/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее – МУП ЖКХ, предприятие) М* на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального надзора Б* от 6 ноября 2019 г. №, решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 13 января 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 28 февраля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального надзора Б* от 6 ноября 2019 г. №, оставленным без изменения решением судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 13 января 2020 г. и решением судьи Оренбургского областного суда от 28 февраля 2020 г., МУП ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП ЖКХ М* ставит вопрос об отмене постановления административного органа и судебных актов, принятых в отношении МУП ЖКХ, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в осуществлении выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из норматив допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую, среду в предел установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.
Основанием для привлечения МУП ЖКХ к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в ходе проведения плановой выездной проверки в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области объекта МУП ЖКХ - «Очистные сооружения», предназначенного для очистки сточных вод хозбытовой канализации г. Гая по адресу: <адрес>, установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятие осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в количестве 94,9 тонны в отсутствие специального разрешения, о чем был составлен протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Из события вменяемого нарушения исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из постановления должностного лица, основанием для привлечения МУП ЖКХ к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение частей 1,3,5 статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ предприятием осуществлялась хозяйственная деятельность, связанная с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из постановления должностного лица усматривается, что нарушение МУП ЖКХ было допущено до 1 января 2019 года в период действия предыдущей редакции статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ.
Так, частью 1 статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ, действующей до 31 декабря 2018 г., предусматривалось, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ (редакция 28 декабря 2017 года) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14 Федерального закона № 96-ФЗ изложена в новой редакции, которой были установлены новые требования к получению разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
В частности, согласно части 10 статьи 15 Федерального закона № 96-ФЗ (введённой Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (ред. 28 декабря 2017г.) предусмотрено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 11 статьи 15 указанной редакции Федерального закона № 96-ФЗ предусмотрено, что для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуется. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно выданному МУП ЖКХ свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный учет объекта (очистные сооружения), расположенного по адресу: <адрес> оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, последнему присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно выданному МУП ЖКХ свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный учет объекта (транспортная база с административным корпусом), расположенного по адресу: <адрес> оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, последнему присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 2017-О, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Указанные выше изменения, внесенные в статью 14 Федерального закона № 96-ФЗ, улучшают положение юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку применительно к объектам II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду устраняют требования к осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данных об исполнении МУП ЖКХ постановления должностного лица о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ в материалах дела не содержится, в связи с чем в отношении МУП ЖКХ в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению положения нормативного акта, улучшающего его положение.
Таким образом, на день составления протокола об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для данного юридического лица не требовалось.
Следовательно, в деянии МУП ЖКХ на момент привлечения юридического лица к ответственности состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовал.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального надзора Б* от 6 ноября 2019 г. №, решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 13 января 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 28 февраля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу директора МУП ЖКХ М* удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального надзора Б* от 6 ноября 2019 г. №, решение судьи Гайского городского суда Оренбургской области от 13 января 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 28 февраля 2020 года, вынесенные в отношении МУП ЖКХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Э.Г.Штейн