ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-307/2021 от 21.01.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-307/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 21 января 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью старательская артель «Золото Ыныкчана» Попова <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» ФИО1 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, направить дело на новое рассмотрение.

Изучив доводы жалобы генерального директора ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» ФИО1, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Под незаконным валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчетную которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-Ф3) определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утверждённый в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».

Из подпунктов «а», «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-Ф3 следует, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно статье 25 названного Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ обязывает резидентов - юридических лиц, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производить через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 НК РФ, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Из материалов дела следует, что ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» является резидентом, зарегистрировано в качестве юридического лица, поставлено на учет в налоговом органе, имеет ОГРН <***>.

В ходе документарной проверки проведенной с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения заместителя начальника МИФНС России № 9 по Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ порядка проведения валютных операций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании трудового договора в ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» работали граждане другого государства – ФИО3, гражданин Украины (трудовой договор от июля 2017 года – машинист погрузчика), ФИО4, гражданин Украины (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ – слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов), ФИО5, гражданин Узбекистана (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ – водитель автосамосвала), ФИО6, гражданин Украины (трудовой договор от мая 2017 года – машинист бульдозера), ФИО7, гражданин Украины (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ – машинист погрузчика), а также ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 (данных о гражданстве не имеется), которые являются нерезидентами.

По результатам документарной проверки было выявлено, что на основании расходных кассовых ордеров от 20, 21 и ДД.ММ.ГГГГ, 13 и ДД.ММ.ГГГГ, 10 и ДД.ММ.ГГГГ резидентом ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» вышеуказанным иностранным гражданам – нерезидентам через кассу юридического лица были выплачены наличные денежные средства в сумме 469 596, 00 рублей.

Согласно сведениям, полученным из Миграционного пункта ОМВД России по Усть-Майскому району от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные иностранные граждане видом на жительство в Российской Федерации не документированы.

Расчеты между резидентом и нерезидентами при осуществлении валютной операции произведены минуя счет в уполномоченном банке. Общество, как работодатель – резидент обязано выдавать денежные средства подотчет работникам – нерезидентам исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласно приказу является генеральным директором ООО старательская артель «Золото Ыныкчана».

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Генеральный директор ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» ФИО1 не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования валютного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечения его к административной ответственности.

Доводы жалобы об отсутствие вина в совершенном правонарушении, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как выдача наличных средств нерезидентам (работникам) в подотчет не является валютной операцией, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет, и выдача заработной платы работодателем иностранным работникам при наличном расчете не противоречит требованиям законодательства, являются не верными, поскольку произведенная юридическим лицом валютные операции не включены в перечень части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ. Данные операции подпадают под общее требование об осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках, невыполнение которых является нарушением положений Закона о валютном регулировании и влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьями допущены какие-либо нарушения данного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Так довод о малозначительности совершенного правонарушения не может быть принят во внимание, поскольку наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие таких последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО старательская артель «Золото Ыныкчана» Попова <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко