ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3087/2021 от 20.07.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3087/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 20 июля 2021 года

Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Форист» ФИО1 на постановление Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края №02-02/17-20 от 27 мая 2020 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 14 июля 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 01 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Форист»,

установил:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 14 июля 2020 года (№ 12-304/2020) и решением судьи Пермского краевого суда от 01 октября 2020 года (№7-1381/2020), общество с ограниченной ответственностью «Форист» (далее – ООО «Форист», юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, конкурсный управляющий ООО «Форист» выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, вступившими в законную силу, просит их отменить и прекратить производство по делу на основании пунктов 2, 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 29 ЛК РФ юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России № 474 от 13 сентября 2016 года (далее по тексту - Правила заготовки древесины) заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта).

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка от 29.12.2008 года № 153 ООО «Форист» передан для заготовки древесины лесной участок площадью 2515 га на территории Березниковского лесничества.

Лесной декларацией от 05 сентября 2016 года № 4950/7 определен объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы в отношении лесного квартала 17, выдел 6, площадью 14 га, форма рубки деревьев - рубка погибших и поврежденных деревьев, вид рубки – сплошная, объем заготовки составляет 1484 куб. м, в частности: деревья породы «ель» - 635 м3, деревья породы «пихта» - 555 м3, деревья породы «береза» - 294 м3.

При проведении контрольных мероприятий в Березниковском лесничестве с целью контроля за незаконными рубками, на основании приказа Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края № СЭД-30-01-02-469 от 19 апреля 2019 года, должностными лицами Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края и Березниковского лесничества, натурными осмотрами лесосеки, проведенными 28 и 29 мая 2019 года был установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины в выделе 6 квартала 17 Усольского (п/х «Сода»), выразившийся в превышении разрешенного объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев, не предназначенных для рубки: (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений):

деревья породы сосна для заготовки не предполагались, фактически вырублено в объеме 8,373 м3;

деревья породы ель для заготовки разрешены в объеме 635 м3, вырублено фактически 1011,749 м3 (376,79 м3 срублены незаконно);

деревья породы пихта для заготовки разрешены в объеме 555 м3, фактически вырублено 472,43 м3 (82,57 м3 не дорублены);

деревья породы осина для заготовки не предполагались, фактически вырублено в объеме 48,92 м3. Все г в выделе 6 кварта 17 Усольского (п/х «Сода») участкового лесничества Березниковского лесничества незаконно вырублена древесина общим объемом 351, 172 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 2 233 353 рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления должностным лицом о привлечении общества ООО «Форист» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 19 апреля 2019 года № СЭД-30-01-02-469; актами осмотра лесного участка от 28 и 29 мая 2019 года; ведомостями перечета деревьев (пней); справкой расчета ущерба от 31 мая 2019 года; актом о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в части объема заготовленной древесины от 31 мая 2019 года; актом по итогам проведения контрольных мероприятий в ГКУ ПК «Березниковское лесничество» от 31 мая 2019 года; протоколом об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 07 мая 2020 года и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Аналогичные изложенным в настоящей жалобе доводы заявителя, в том числе о незаконности акта административного органа от 31 мая 2019 года, об обязательной вырубке всех стоящих деревьев при виде сплошной санитарной рубке, об отрицании причастности работников юридического лица к рубке лесных насаждений, а также о проведении осмотра в отсутствие сотрудников общества «Форист», являлись предметом тщательной проверки при пересмотре дела судебными инстанциями и были обоснованно отклонены. По существу данные доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для чего не имеется.

Вопреки доводам жалобы судами установлен факт вырубки лесных насаждений с превышением разрешенного объема рубки лесных насаждений, а также период вменяемого обществу правонарушения.

Указание заявителя на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности со ссылкой на то, что вырубка деревьев была завершена им до 20.09.2017 по условиям гражданского договора, также обоснованно отклонено судами первой и второй инстанций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Пермского края 31 мая 2018 года на общество «Форист» возложена обязанность по передаче лесного участка, определенного в п. 2 договора аренды лесного участка от 29 декабря 2008 года № 153, по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, которое на момент рассмотрения дела судом не было исполнено обществом.

Поскольку правонарушение выявлено 28 и 29 мая 2019 года, а постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 27 мая 2020 года, при этом лесной участок не был передан по акту приема-передачи Министерству, суды признали, что оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного законом срока.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем была допущена незаконная рубка лесных насаждений на территории Березниковского лесничества, на которой ООО «Форист» в соответствии с договором осуществляло работы по заготовке древесины. Указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами. В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных требований лесного законодательства РФ при проведении работ по заготовке леса следует из императивных требований закона и принятых обществом на себя обязательств на основании договора аренды лесного участка от 29 декабря 2008 года.

Таким образом, обществом «Форист» совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.28 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с данной судьями правовой оценкой его действий не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Сомнений в правильности квалификации действий общества «Форист» не имеется. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.

Право ООО «Форист» на защиту в ходе производства по делу не нарушено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края №02-02/17-20 от 27 мая 2020 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 14 июля 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 01 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Форист», оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Форист» ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Л.А. Савельева