ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3088/2022 от 14.06.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3088/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 14 июня 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Приуралье» Старостина Александра Викторовича на постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2022 года, решение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приуралье»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Приуралье» (далее - ООО «Приуралье», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Старостин А.В. просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Судами установлено, что ООО «Приуралье» осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам в Приуральском районе, пгт. Харп: ул. Одесская, д. 4 «а»; ул. Дзержинского, д.5, 6, 11 «а», 12, 16; кв. Северный, д. 4, 7, 12. В ходе проведенной в отношении ООО «Приуралье» внеплановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований. Выявленные нарушения выразились в том, что в многоквартирных домах по адресам в Приуральском районе, пгт. Харп: ул. Одесская, д. 4 «а»; ул. Дзержинского, д.5, 6, 11 «а», 12, 16; кв. Северный, д. 4, 7, 12 в нарушение положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, определены (рассчитаны) за октябрь 2019 года (в отношении коммунальной услуги горячего водоснабжения по адресам: кв. Северный, д. 4 и 12 - за сентябрь-октябрь 2019 года) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах не по показаниям данных приборов учета.

В связи с выявленными нарушениями ООО «Приуралье» выдано предписание №1871 от 07 октября 2021, которым в срок до 10 ноября 2021 предписано устранить выявленные нарушения, произвести перерасчет размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги за октябрь 2019 года (в отношении коммунальной услуги горячего водоснабжения по адресам: кв. Северный, д. 4 и 12 - за сентябрь-октябрь 2019 года) и производить в последующие расчетные периоды (при непревышении фактически распределяемого объема коммунальной услуги на общедомовые нужды, норматива потребления коммунальной услуги) исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Данное предписание получено ООО «Приуралье».

С целью проверки исполнения выданного предписания №1871 от 07 октября 2021 на основании приказа от 28 октября 2021 года в отношении ООО «Приуралье» проведена внеплановая документарная проверка. В ходе проверки установлено, что предписание №1871 от 07 октября 2021 года юридическим лицом не исполнено, что зафиксировано в акте проверки.

В связи с указанными обстоятельствами неисполнения предписания в установленный срок в отношении ООО «Приуралье» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства невыполнения ООО «Приуралье» в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.

Вопреки доводам жалобы, имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.

Факт выявленных нарушений подтвержден материалами дела. Предписание по устранению нарушений выдано уполномоченным должностным лицом, предписание в указанный в нем срок не исполнено, незаконным в установленном законом порядке признано не было.

Оснований полагать о незаконности и неисполнимости предписания не имеется. Вопреки утверждениям подателя жалобы предписание адресовано уполномоченному лицу, осуществлявшему предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в расчетный период октября 2019 года и последующие расчетные периоды.

Субъективное мнение подателя жалобы с толкованием положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в данном случае не указывает о необоснованной выдаче предписания именно ООО «Приуралье», в том числе с учетом положений пункта 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг. Наличие договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией АО «Харп-Энерго-Газ» и АО «ЕРИЦ ЯНАО» не освобождает от возложенной предписанием на ООО «Приуралье» обязанности.

Приводимые доводы о том, что приборы учета в многоквартирных домах отсутствуют, находятся в нерабочем состоянии, не имеют действующей поверки, являются надуманными, противоречат сведениям, имеющимся в материалах дела (в частности в предписании приведены сведения о наличии приборов учета в каждом из многоквартирных домов, номерах каждого прибора учета по имеющимся адресам и сведения об их допуске в эксплуатацию).

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Осуществление переписки с АО «ЕРИЦ ЯНАО», получение данной организации ответа, содержание данного ответа, вопреки утверждению заявителя, не свидетельствуют ни о неисполнимости предписания, ни об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения. Доказательств принятия ООО «Приуралье» всех зависящих и реальных мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено. В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при наличии для этого законных оснований.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Наказание назначено с учетом исключительных обстоятельств менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, является обоснованным и справедливым.

При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение,

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 января 2022 года, решение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приуралье» оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Приуралье» Старостина Александра Викторовича - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова