№ 16-3102/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Калмыкия Бахникова С.Н. на определение мирового судьи судебного участка №2 Элистинского судебного района Республики Калмыки от 7 октября 2019 года, решения судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
определением мирового судьи судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 7 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 года в ОГИБДД Отдела МВД России по Апанасенковскому району Ставропольского края на основании, пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 и приложенные к нему материалы.
В протесте, принесенном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Республики Калмыкия Бахников С.Н. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 12 июля 2019 года постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД МВД по Республике Калмыкия № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.29 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей (л.д.23).
27 сентября 2019 года в отношении ФИО1, инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Апанасенковскому району Ставропольского края составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неоплатой административного штрафа, назначенного вышеуказанным постановлением должностного лица инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2019 года года, вступившим в законную силу. Отсрочка (рассрочка) исполнения постановления о назначении административного наказания не предоставлялись.
Вынося определение о возврате протокола об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу, с которым согласился судья городского суда о том, что протокол по делу об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, неуполномоченным составлять протоколы по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В силу пункта 12 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 указанного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями - судебные приставы-исполнители.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Из содержания приведенных норм усматривается, что для определения полномочий должностных лиц органов, на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо выяснить, от имени какого органа было вынесено неисполненное лицом, привлеченным к административной ответственности, постановление о наложении административного штрафа.
При решении вопроса о полномочиях должностных лиц ГИБДД по составлению протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 названного Кодекса необходимо учитывать, что согласно пунктов 1 и 5 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) является единым органом, осуществляющим федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе при составлении протоколов по части 1 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно приведенной правовой позиции правом составления протоколов об административном правонарушении наделена Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а не отдельные подразделения ГИБДД.
Таким образом, инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Апанасенковскому району Ставропольского края вправе был возбудить делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи судебного участка №2 Элистинского судебного района Республики Калмыки от 7 октября 2019 года, решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение мировому судье со стадии подготовки его к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Республики Калмыкия Бахникова С.Н. удовлетворить.
Определение мирового судьи судебного участка №2 Элистинского судебного района Республики Калмыки от 7 октября 2019 года, решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 декабря 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия со стадии подготовки его к рассмотрению.
Судья А.Е. Иванов