ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3160/2021 от 27.05.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3160/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 мая 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу защитника Кузнецовой Е.В., действующей на основании доверенности в интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Чапаевск и муниципальному району Безенчукский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – государственного инспектора городского округа Чапаевск и муниципального района Безенчукский по пожарному надзору ФИО2 (далее – старший инспектор ОНД и ПР по г.о. Чапаевск и муниципальному району Безенчукский УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области) от 3 ноября 2020 года № 238, решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 7 декабря 2020 года и решение судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года, вынесенные в отношении заместителя Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1 (далее – ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего инспектора ОНД и ПР по г.о. Чапаевск и муниципальному району Безенчукский УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области от 3 ноября 2020 года № 238, оставленным без изменения решением судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 7 декабря 2020 года и решением судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года, заместитель Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Кузнецова Е.В. просит отменить вышеуказанные акты, вынесенные в отношении заместителя Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность и прекратить производство по делу.

Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенных в условиях особого противопожарного режима.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (действующих на момент совершения административного правонарушения), запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В силу статьи 12 Закона Самарской области от 11 октября 2005 года № 177-ГД (ред. от 11 ноября 2016 года) «О пожарной безопасности» (принят Самарской Губернской Думой 27 сентября 2005 года) в случае повышенной пожарной опасности постановлением Правительства Самарской области может устанавливаться особый противопожарный режим на всей или части территории области.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях постановлением Правительства Самарской области об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 23 марта 2020 года № 176 «Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области» установлен особый противопожарный режим на территории Самарской области с 15 апреля по 15 октября 2020 года.

Из пункта 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Исходя из содержания статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе, руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу положений статьи 72 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Постановлением администрации городского округа Чапаевск от 18 июля 2018 года № 1036 утверждено «Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Чапаевск».

В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Чапаевск в целях организационно-правового обеспечения первичных мер пожарной безопасности администрация городского округа Чапаевск осуществляет организацию работ по своевременной очистке объектов городского округа Чапаевск и прилегающей к ним территории от горючих отходов, мусора, тары, сухой растительности в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1

На основании пункта 15 раздела 3 Должностной инструкции муниципального служащего администрации городского округа Чапаевск Самарской области (заместителя Главы городского округа по градостроительной деятельности) в обязанности муниципального служащего входит организация работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Чапаевск. С данной инструкцией 3 декабря 2018 года ознакомлен заместитель Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1, назначенный на данную должность распоряжением от 23 марта 2017 года № Д-8-10/2, о чем свидетельствует лист ознакомления (л.д. 32, 33).

Из материалов дела следует, что 27 июля 2020 года в 17 часов 56 минут поступило сообщение о горении мазута на открытой территории по адресу: Самарская область, городской округ Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 1 и согласно расписанию выездов пожарно-спасательного гарнизона городского округа Чапаевск к месту пожара направлен дежурный караул 10 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Самарской области на 1 АЦ.

28 июля 2020 года осуществлен выезд по указанному в донесении адресу и в ходе осмотра места происшествия установлено, что данная территория относится к территории общего пользования, имеется свободный проезд автотранспорта. На данном участке местности расположен строительный, бытовой мусор, порубочных остатков, розлив мазута. Обнаружены признаки горения мазута на открытой территории на площади 10 кв. м.

По результатам проведенной проверки установлено, что пожар произошел на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта, на котором не производится регулярная уборка мусора, мазута, вследствие чего образовалась его несанкционированная свалка мазута.

Данное нарушение выявлено в условиях действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Правительства Самарской области от 23 марта 2020 года № 176 «Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области».

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 541358=/-159,21 кв.м, расположенный по адресу: <...> К, в границах которого произошло возгорание, отнесен к категории земель населенных пунктов. Собственником земельного участка является муниципальное образование городской округ Чапаевск.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица ФИО1 в допущении указанного нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтверждены протоколом об административном правонарушении, материалами проверки, должностной инструкцией муниципального служащего администрации городского округа Чапаевск Самарской области и иными собранными по делу доказательствами, которые получили правовую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в бездействии заместителя Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о том, что вмененное должностному лицу правонарушение относится к длящемуся правонарушению и за период с 4 июля по 31 июля 2020 года в связи с систематическим возгоранием мазута на территории, расположенной по адресу: Самарская область, городской округ Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 1, ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, является несостоятельным и не влечет освобождение ФИО1 от административной ответственности за содеянное.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Вместе с тем, изучение материалов дела позволяет сделать вывод, что бездействие ФИО1, в данном конкретном случае образует самостоятельный состав административного правонарушения, поскольку правонарушение выявлено по результатам проверки, проведенной в связи с поступлением 27 июля 2020 года в 17 часов 56 минут сообщения по факту горения мазута. Проверкой, проведенной по данному сообщению, установлено, что в период после предыдущей проверки заместителем Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1 необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности на территории возникшего горения мазута не предприняты, уборка мазута с целью ликвидации несанкционированной свалки мазута не организована.

Таким образом, данное правонарушение нельзя признать длящимся.

Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Чапаевск и муниципальному району Безенчукский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – государственного инспектора городского округа Чапаевск и муниципального района Безенчукский по пожарному надзору ФИО8. от 3 ноября 2020 года № 238, решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 7 декабря 2020 года и решение судьи Самарского областного суда от 28 января 2021 года, вынесенные в отношении заместителя Главы городского округа Чапаевск по градостроительной деятельности ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Кузнецовой Е.В., действующей на основании доверенности в интересах ФИО1, – без удовлетворения.

Судья С.С. Картовенко

Постановление09.06.2021