ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3166/20 от 09.06.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3166/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 9 июня 2020 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу защитника Новак Д.С., действующей на основании доверенности в интересах АО «Авиакомпания «Ангара», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Иркутска Иркутской области от 24 декабря 2019г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 12 марта 2020 г., вынесенные в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Иркутска Иркутской области от 24 декабря 2019г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 12 марта 2020 г., АО «Авиакомпания «Ангара» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе защитник Новак Д.С. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что: Управлением не были представлены истребуемые документы на инспектора ФИО6, а именно: свидетельства государственных инспекторов, с квалификационными отметками по типу судов, эксплуатируемых Авиакомпанией, психиатрическое освидетельствование, в связи с чем указанное лицо не было включено в задание на полет; законом не предусмотрено право инспектора Ространснадзора на проведение проверки на маршруте (в полете) в составе экипажа ВС, поэтому требование о включении инспектора в задание на полет является незаконным, соответственно, общество не препятствовало законной деятельности должностного лица.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно положений ст.28 Воздушного кодекса Российской Федерации

целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров Российской Федерации, воздушного законодательства Российской Федерации (далее - обязательные требования). Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда.

В силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004

№ 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Согласно п.1.1 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом от 11.08.2014 №АК-8064фс, УГАН НОТБ СФО Ространснадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации на территории Сибирского федерального округа.

В соответствии с п.п. «о» п. 3.1.4 Положения, в функции Управления входит осуществление контроля (надзора) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил выполнения полетов на внутренних и международных воздушных линиях.

Согласно п. 6 приказа Минтранса России от 26.04.2012 № 114 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания" государственный транспортный инспектор в целях исполнения государственной функции имеет право участвовать в установленном порядке в составе экипажей транспортных средств в качестве проверяющего при осуществлении мероприятий по контролю и надзору на внутренних и международных воздушных линиях (маршрутах).

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в связи с произошедшим авиационным событием - выкатыванием за пределы взлетно-посадочной полосы самолета АН-148, принадлежащего АО «Авиакомпания Ангара», выполнявшего регулярный рейс по маршруту «Иркутск — Мирный», Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — Управление) назначено проведение внеплановой, выездной проверки в отношении Общества, о чем 18.10.2019 издано распоряжение №569-р.

Пунктом 11 распоряжения предусмотрены мероприятия по контролю (надзору) на внутренних воздушных линиях (маршрутах) в составе экипажей воздушных судов АО «Авиакомпания «Ангара» с 23.10.2019 по 20.11.2019.

Во исполнение указанного распоряжения 22.10.2019 заместителю начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Журавлеву А.Б., выдано инспекторское задание по мероприятию по контролю (надзору) на внутренних воздушных линиях с правом нахождения в пилотской кабине при выполнении полета без занятия рабочего места члена экипажа.

28.10.2019 Управление направило Обществу письмо, в котором просило включить в полетное задание на рейс 899/900 по маршруту «Новосибирск –Талакан - Новосибирск» на 07.11.2019 должностное лицо Управления ФИО6, приложив к письму инспекторское задание, медицинское заключение, договор страхования. В этом письме Управление просило включить в полетное задание на иные рейсы ФИО7

29 октября 2019 Общество сообщило Управлению, что им принято решение включить в полетное задание с правом нахождения в пилотской кабине ФИО7 на рейсах 11 и 13 ноября 2019г. №756 и 755 «Новосибирск-Иркутск-Новосибирск».

Таким образом, Общество отказало в выполнении должностному лицу Управления ФИО6 полета в составе экипажа по маршруту рейс 899/900 «Новосибирск –Талакан - Новосибирск» на 07.11.2019 и нарушило тем самым положения статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами об административном правонарушении, копями распоряжения о проведение внеплановой, выездной проверки, инспекторского задания заместителя начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО6, письма Управления о включении в полетное задание, ответом АО «Авиакомпания «Ангара».

Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, мировой судья дал верную оценку и обоснованно установил вину АО «Авиакомпания «Ангара» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы являются несостоятельными.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Фактический отказ АО «Авиакомпания «Ангара» выполнить законное требование о включении в полетное задание, без занятия рабочего места члена экипажа, заместителя начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО6, которому выдано необходимое инспекторское задание, что привело к невозможности осуществления внеплановой, выездной проверки и верно оценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица по проведению проверки, подтверждается материалами дела.

Поэтому выводы о наличии в действиях АО «Авиакомпания «Ангара» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ являются верными.

Доводы о том, что право проведения должностным лицом Ространснадзора проверки на маршруте (в полете) в составе экипажа ВС законом не предусмотрено, основания для включения ФИО6 в задание на полет отсутствовали, аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки в ходе рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемых судебных актов, не установлено, нормы материального права применены правильно, неустранимые сомнения в виновности АО «Авиакомпания «Ангара» в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, отмены принятых по делу постановления и решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Иркутска Иркутской области от 24 декабря 2019г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 12 марта 2020 г., вынесенные в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Новак Д.С., действующей в интересах АО «Авиакомпания «Ангара» - без удовлетворения.

Судья: Д.А. Безденежных