ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16- 317/2024 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 1 февраля 2024г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Журавлева О.Ю. на вступившие в законную силу постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Кемеровской области -Кузбассу № от 5 апреля 2023г., решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 25 августа 2023г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 16 октября 2023г., вынесенные в отношении должностного лица - начальника Кемеровской таможни Журавлева Олега Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Кемеровской области -Кузбассу № от 5 апреля 2023г. должностное лицо - начальник Кемеровской таможни Журавлев О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 10 000 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 25 августа 2023г., оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 16 октября 2023г., постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Кемеровской области -Кузбассу № от 5 апреля 2023г. изменено: исключено указание на нарушение сроков постановки на учет бюджетных обязательств по государственному контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между Кемеровской таможней и <данные изъяты>
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Журавлев О.Ю. настаивает на отмене актов, состоявшихся по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства (далее - Порядок).
В силу п.п. 2, 3 указанного Порядка постановка на учет бюджетных и денежных обязательств и внесение в них изменений осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, реквизиты которых установлены в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку соответственно.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну (далее - государственная тайна), формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства (далее - информационная система) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - уполномоченное лицо) от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных этим Порядком, органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются получателем средств федерального бюджета или органом Федерального казначейства с учетом положений п.п. 8 и 22 данного Порядка.
Государственный контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов включен в перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (Приложение N 3 к Порядку).
Подпунктом "б" п. 8 Порядка установлено, что сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных, в том числе п. 4 графы 2 Перечня формируются в соответствии с этим Порядком получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки в сфере бюджетного законодательства (решение от 3 февраля 2023г.), проведенной Кемеровской транспортной прокуратурой в отношении Кемеровской таможни, руководителем которой является Журавлев О.Ю., выявлено:
- Кемеровской таможней с <данные изъяты> заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты> рублей, на основании которого в информационной системе Федерального казначейства сформированы и поставлены на учет 15 марта 2022 г. Сведения о бюджетном обязательстве № на сумму контракта, то есть с превышением установленного срока постановки на учет бюджетного обязательства на 17 рабочих дней;
- Кемеровской таможней с <данные изъяты> заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты> рубля, на основании которого в информационной системе Федерального казначейства сформированы и поставлены на учет 28 марта 2022г. Сведения о бюджетном обязательстве № на сумму контракта, то есть с превышением установленного срока постановки на учет бюджетного обязательства на 14 рабочих дней.
Также установлено нарушение срока постановки на учет Сведений о бюджетном обязательстве № по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. (25 апреля 2022г.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания Журавлева О.Ю. виновным по ч.3 ст. 15.15.7 КоАП РФ должностным лицом административного органа.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа частично, исключив из обвинения Журавлева О.Ю. указание на нарушение срока постановки на учет Сведений о бюджетном обязательстве № по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ., ссылаясь на временную нетрудоспособность Журавлева О.Ю., возникшую до истечения 10 дней со дня окончания срока постановки на учет приведенных сведений.
С решением районного суда согласился судья областного суда.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Журавлева О.Ю. квалифицированы по ч.3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и бюджетного законодательства.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом и областным судом с соблюдением требований ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, соответственно.
В ходе рассмотрения дела всем доводам, имеющим правовое значение, в том числе о том, что постановку на учет предоставленных Кемеровской таможней сведений о принятых бюджетных обязательствах осуществляет орган казначейства, о необоснованном неприменении при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение, дана надлежащая оценка.
Должностное лицо обоснованно указало на положения п.п. 2,3 Порядка, согласно которым формирование в информационной системе Федерального казначейства в электронном виде соответствующих сведений о принятых бюджетных обязательствах получателем средств федерального бюджета является постановкой на учет бюджетных обязательства. Без соответствующего формирования получателем средств федерального бюджета таких сведений невозможно присвоение последним учетного номера Федеральным казначейством.
Несогласие Журавлева О.Ю. с выводами судебных инстанций о невозможности изменения назначенного административного наказания на предупреждение с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций о том, что положения ст. 4.1.1 КоАП РФ неприменимы, поскольку административное правонарушение выявлено в ходе прокурорской проверки.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлены правила, при которых административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Вместе с тем назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией ч.3 ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа возможно заменить на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ при наличии условий, предусмотренных ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Однако из положений ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ следует, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к которым надзорная деятельность органов прокуратуры не отнесена, что подтверждается, в частности, содержанием ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Доводы жалобы заявителя о расширительном толковании надзорной деятельности органов прокуратуры, приравнивании к функциям органов государственного контроля (надзора), необоснованны.
Должностное лицо и судебные инстанции верно исходили из общих правил назначения наказания, установленных ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, о том, что административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Административное наказание назначено Журавлеву О.Ю. согласно ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ, которая, как уже отмечалось ранее, не предусматривает такой вид наказания как предупреждение.
Порядок и срок привлечения Журавлева О.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Кемеровской области -Кузбассу № № от 5 апреля 2023г., решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 25 августа 2023г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 16 октября 2023г. оставить без изменений, жалобу Журавлева О.Ю. – без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева