ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3181/2022 от 19.09.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3181/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 сентября 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области – . на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 38 города Пскова от 11 октября 2021 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 января 2022 года, вынесенные в отношении Комитета по тарифам и энергетике Псковской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 38 города Пскова от 11 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 января 2022 года, Комитет по тарифам и энергетике Псковской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Комитета по тарифам и энергетике Псковской области председатель просит об отмене принятых по делу судебных актов ввиду нарушения норм процессуального права, и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Как установлено судебными инстанциями, в отношении Комитета по тарифам и энергетике Псковской области, расположенного по адресу: , во исполнение распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области, в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных правовыми актами.

Как указано в акте проверки, 14 июля 2021 года Комитетом допущены следующие нарушения требований в области гражданской обороны: руководитель не прошел обучение по гражданской обороне; не организовано курсовое обучение работников по гражданской обороне; не разработан план основных мероприятий по вопросу гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2021 год; члены комиссии по ПУФ не прошли обучение в установленном порядке; не разработаны рабочие документы комиссии по ПУФ (план работы комиссии на год, план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время); не проводится вводный инструктаж по гражданской обороне с гражданами, принимаемыми на работу; не разработана инструкция по вводному инструктажу в области гражданской обороны; не организовано курсовое обучение эвакуационной комиссии; не организовано и не назначено должностное лицо в получении и выдаче средств индивидуальной защиты.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления начальником отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области протокола об административном правонарушении № 9 от 16 июля 2021 года.

Определением вышеназванного должностного лица от 27 июля 2021 года в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в акт проверки и протокол об административном правонарушении внесены исправления, в том числе, в указании норм закона, нарушение которых вменено Комитету.

Определением мирового судьи судебного участка № 38 в границах административно-территориального образования «город Псков» от 23 июля 2021 года материалы настоящего дела об административном правонарушении приняты к производству и назначено рассмотрение дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Комитета к административной ответственности) о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Системное толкование вышеприведенных положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении и внесение в него изменений сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Как следует из материалов дела и определения о внесении изменений в протокол об административном правонарушении по настоящему делу, таковые были внесены после принятия дела к производству мировым судьей, в отсутствие законного представителя или защитника Комитета по тарифам и энергетике Псковской области.

При этом сведений об извещении Комитета о месте и времени совершения указанных процессуальных действий в материалах дела не имеется.

Кроме того, статья 29.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует порядок вынесения определения об исправлении в постановлении, определении по делу об административном правонарушении описки, опечатки и арифметической ошибки без изменения содержания постановления, определения, к каковым по своему характеру не могут быть отнесены исправления, внесенные определением должностного лица от 27 июля 2021 года.

Мировым судьей оценка данным обстоятельствам не дана, в решении судьи городского суда сделан вывод, что данные процессуальные нарушения не влекут безусловную отмену состоявшегося по делу решения.

Вместе с тем, с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, несоблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий, отнесено законом к существенным нарушениям процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из доводов Комитета по тарифам и энергетике Псковской области и материалов дела, изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, не извещенного надлежащим образом о совершении данного процессуального действия, при этом внесенные исправления касаются норм закона, нарушение которых вменено Комитету, то есть события административного правонарушения.

При этом вывод решения о том, что такая описка не влияет на существо дела, не основан на вышеприведенных положениях закона.

Кроме того, как следует из акта проверки, аналогичные изменения были внесены и в таковой после поступления данного доказательства на рассмотрение мировому судье и в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении и акт проверки не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 38 города Пскова от 11 октября 2021 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 января 2022 года, вынесенные в отношении Комитета по тарифам и энергетике Псковской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комитета по тарифам и энергетике Псковской области подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 38 города Пскова от 11 октября 2021 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 28 января 2022 года, вынесенные в отношении Комитета по тарифам и энергетике Псковской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова

общей юрисдикции