№ 16-3200/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 29 октября 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Амурской области Неговора Дмитрия Сергеевича на вступившее в законную силу решение судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – мэра города Благовещенска ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 25 июня 2021 года, должностное лицо - мэр города Благовещенска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года постановление судьи городского суда отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В протесте, принесённом в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Амурской области Неговора Д.С. просит отменить решение судьи областного суда, дело направить на новое рассмотрение.
ФИО1 уведомлён в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста на указанный выше судебный акт, возражения не представил.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, понятие которых определено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казённое учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 года № 95 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, которые устанавливают, что предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 2); предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в централизованной информационно-технической системе, обеспечивающей возможность централизации планирования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, на базе автоматизированного комплекса «АЦК-Планирование» (пункт 8).
Субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды» предоставляются и распределяются в соответствии с Порядком и условиями представления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды, предусмотренным государственной программой Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № <данные изъяты>.
Целью предоставления субсидии является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на благоустройство общественных муниципальных территорий, определённых путём прямого участия граждан в решении вопросов развития городской среды.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 7.5 Порядка и условий предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий «Реализация программ современной городской среды» (Порядок № 14) главный распорядитель обязательств муниципального образования обязан обеспечить выполнение условия о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ на позднее 1 апреля года предоставления субсидии, за исключением отдельных перечисленных в данном подпункте случаев.
В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области бюджету муниципального образования города Благовещенска от 21 января 2021 года № <данные изъяты>, заключённому между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и администрацией города Благовещенска в лице мэра ФИО1, из бюджета Амурской области бюджету города Благовещенска предоставлена субсидия на реализацию программ формирования современной городской среды.
Пунктом 6.1.2 указанного соглашения предусмотрено, что администрация города Благовещенска обязуется обеспечить выполнение условий о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ до 1 апреля 2021 года.
Согласно части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведённой должностными лицами прокуратуры города Благовещенска Амурской области проверки установлено, что 2 апреля 2021 года по адресу: <адрес>, мэр города Благовещенска Амурской области ФИО1 допустил нарушение администрацией города Благовещенска Амурской области, являющейся получателем межбюджетных трансфертов и главным распорядителем бюджетных средств, условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта в виде субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды, а именно не обеспечил выполнение условия о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ до 1 апреля 2021 года. Конкурсы на благоустройство дворовых территорий по улице Театральная, 98, улице Островского, 234, посёлка Моховая падь, ДОС 18 объявлены 29 марта 2021 года с планируемым сроком заключения контракта 20 мая 2021 года; контракты на выполнение работ по благоустройству общественной территории посёлка Моховая падь, территория, прилегающая к ручью ФИО2 и домам, благоустройство дворовых территорий по улице Политехническая, 174 и улице Краснофлотская, 51 до 1 апреля 2021 года не заключены, соответствующие аукционы не проведены.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении мэра города Благовещенска Амурской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности на основании постановления судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 25 июня 2021 года.
Отменяя названное постановление судьи городского суда, судья Амурского областного суда пришёл к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых в отношении ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом исходил из того, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенные к нему документы с письменными пояснениями защитника должностного лица, при отсутствии иных доказательств, фиксирующих обстоятельства совершения и обнаружения административного правонарушения, нельзя признать достаточными для разрешения дела.
Данные выводы сделаны преждевременно без учёта всех обстоятельств дела.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьёй 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела судья Амурского областного суда, пришёл к выводу об отсутствии в материалах дела документально подтверждённых данных, на основании которых исполняющий обязанности прокурора города Благовещенска Амурской области усмотрел нарушения в действиях должностного лица и сделал вывод о нарушении ФИО1 требований бюджетного законодательства в части не соблюдения условий предоставления межбюджетного трансферта, в том числе доказательства заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ с нарушением условия о предельной дате заключения таких соглашений.
Вместе с тем, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, юридически значимым обстоятельством служит установление события заключения (незаключения) в установленный предельный срок спорных соглашений, то есть выявление не исполнения порядка расходования бюджетных средств.
При рассмотрении административного дела судьёй городского суда, в материалы были представлены дополнительные пояснения защитника должностного лица от 24 июня 2021 года с приложением документов о размещении аукциона от 16 февраля 2021 года, листы согласования конкурсной документации, протокол подведения итогов по дому в посёлке Моховая Падь ДОС-18, протокол признания участника уклонившимся от подписания контракта, протокол подведения итогов по домам улицы Театральная, 98 и улицы Островского, 234, протокол признания участника уклонившимся от подписания контракта, муниципальный контракт от 24 мая 2021 года № 0100/2021 о проведении работ по благоустройству дворовых территорий по улице Островского, 234 и улице Театральная, 98 города Благовещенска, муниципальный контракт от 24 мая 2021 года № <данные изъяты> на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома посёлка Моховая Падь, ДОС 18, города Благовещенска, протокол общественной комиссии по благоустройству и формированию современной городской среды на территории города Благовещенска от 12 мая 2021 года № 38, которые судьёй областного суда остались без оценки и внимания.
В частности, согласно протоколу общественной комиссии по благоустройству и формированию современной городской среды на территории города Благовещенска от 12 мая 2021 № 38 (листы дела 196-199) зафиксировано, что 29 марта 2021 года МУ «ГУКС» объявлены конкурсы на благоустройство дворовых территорий домов по улице Театральная, 98, Островского, 234, посёлка Моховая Падь, ДОС 18, по улице Политехническая, 174 собственниками 29 апреля 2021 года предоставлена откорректированная проектная документация, по дому улицы Краснофлотская, 51 откорректированная документация не поступила.
Таким образом, по состоянию на 12 мая 2021 года спорные соглашения заключены не были.
Указанному обстоятельству, судьёй Амурского областного суда оценка не дана.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности по делу не истёк.
В связи с изложенным решение судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года подлежит отмене, дело направлению в Амурский областной суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
протест заместителя прокурора Амурской области Неговора Дмитрия Сергеевича удовлетворить.
Решение судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – мэра города Благовещенска ФИО1, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Амурский областной суд.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский