ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3209/2022 от 07.07.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3209/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 07 июля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 апреля 2021 года должностное лицо - Департамента промышленности ХМАО - Югры ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2021 года (№ 12-1270/2021), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года (№ 7-192/2022), постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 апреля 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, выражает несогласие с решением судьи суда округа, просит его отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 08 июня 2022 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05 октября 2018 года № 344-п утверждены государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса», а также Порядок предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных (приложение № 6) (далее - Порядок).

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 15 мая 2020 года № 193-п Порядок изложен в новой редакции. Данное постановление вступило в силу 20 мая 2020 года.

Законом ХМАО - Югры от 21 ноября 2019 года № 75-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в рамках реализации государственной программы Департаменту доведены лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) по коду бюджетной классификации КБК 700 0405 08Е0161100 811 на предоставление из бюджета автономного округа субсидии в соответствии с Порядком.

В соответствии с п. 1.2 Порядка (здесь и далее - в редакции от 15 мая 2020 года) субсидию предоставляет Департамент промышленности автономного округа (далее - Департамент), до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, с целью возмещения части затрат при осуществлении следующих видов деятельности: содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород); содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород; приобретение оборудования, материалов для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; приобретение семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.

Перечень документов, предоставляемый получателем субсидии в Департамент, установлен п. 2.1.1 Порядка.

Как следует из материалов дела, 14 мая 2020 года комиссией по оценке и отбору заявок на предоставление грантов в форме субсидии протоколом № 5 принято решение по заявлению ООО «Богдашка» от 06 мая 2020 года рекомендовать Департаменту оказать ООО «Богдашка» государственную поддержку в виде субсидии направленной на содержание пламенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород) из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (из расчета 500 голов по ставке 37 400 рублей голова) в размере 18 700 000 рублей.

22 мая 2020 года между Департаментом и обществом заключено соглашение № 38-АПК-10, по условиям которого субсидия предоставляется в целях возмещения затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород) в размере 18 700 000 рублей (п. 1.1, 1.2 соглашения).

Пунктом 2.11 Порядка установлено, что Департамент перечисляет субсидию получателю в пределах утвержденных бюджетных ассигнований в порядке и на счет, установленный соглашением, на счет получателя, открытый в кредитной российской организации.

В соответствии с п. 3.1.2 соглашения № 38-АПК-10 субсидия предоставляется при представлении обществом в Департамент документов, подтверждающих факт произведенных обществом затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком и соглашением № 38-АПК-10, а также иных документов, определенных в приложении 1 к соглашению № 38-АПК-10.

Согласно п. 5 Приложения 1 к соглашению № 38-АПК-10 для получения субсидии обществу необходимо предоставить в Департамент копии договоров и первичных учетных документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки выполненных работ, товарных накладных, платежных ведомостей, документов, подтверждающих численность основного и привлеченного персонала, копий платежных поручений, реестров платежных поручений), заверенные обществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Департаментом платежным поручением от 28 мая 2020 года № 2954 на основании приказа Департамента от 26 мая 2020 года № 38-П-138 обществу предоставлена субсидия на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород) в размере 18 700 000 рублей.

Заместителем начальника управления – начальником отдела контроля в социальной сфере управления финансового контроля и контроля за деятельностью учреждений, организаций Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в ходе рассмотрения материалов плановой выездной проверки соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, условий договоров (соглашений) о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям проведенной в отношении Департамента промышленности автономного округа на основании приказа Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 сентября 2020 года № 32-Пр-71, установлено, что Департаментом в нарушение п. 2.11 Порядка, п. 3.1.2 соглашения предоставлена субсидия ООО «Богдашка». Департаментом на запрос о предоставлении информации от 26 ноября 2020 года № 32-КМ-8 копии документов, подтверждающих факт произведенных обществом затрат на содержание племенного маточного поголовья, не предоставлены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и дальнейшего привлечения Департамента промышленности ХМАО - Югры ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда, с которым согласился судья суда округа, пришел к выводу о том, что на момент подачи ООО «Богдашка» заявления о предоставлении субсидии действовал порядок, предусматривающий предоставление исчерпывающего перечня документов. Документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, на момент подачи обществом заявления, не требовалось, в силу чего требовать предоставление указанных документов от получателя субсидии должностное лицо Департамента не могло, в силу требований п. 2.3 Порядка.

Вместе с тем судьями нижестоящих инстанций не учтено следующее.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Пунктом 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, предусмотренных подп. 5 п. 3 настоящей статьи.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 78 БК РФ договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, указанные в абз. 1 настоящего пункта, и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

Из п. 2.6, 2.7 Порядка следует, что основанием для перечисления субсидии является соглашение, заключенное между Департаментом и получателем. Соглашение заключается по форме, установленной Департаментом финансов автономного округа.

По смыслу п. 2.11 Порядка, одним из условий перечисления субсидии получателю является предоставление им в Департамент всех документов, предусмотренных Порядком, в том числе документов, подтверждающих затраты на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных.

В соответствии с п. 3.1.2 соглашения № 38-АПК-10 субсидия предоставляется при представлении обществом в Департамент документов, подтверждающих факт произведенных обществом затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Порядком и соглашением № 38-АПК-10, а также иных документов, определенных в приложении 1 к соглашению № 38-АПК-10.

Согласно ст. 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

С учетом изложенного судьи нижестоящих инстанций, отменяя постановление должностного лица, не учли, что соглашение о предоставлении из бюджета автономного округа субсидии, предусмотренной государственной программой автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса», от 22 мая 2020 года № 38-АПК-10, заключенное в установленном порядке, определяет права и обязательства сторон, цели, порядок и условия непосредственного предоставления субсидии, являющиеся обязательными для сторон соглашения. Выводы судов о том, что на момент предоставления обществом заявления Порядком не предусматривалось представление документов, подтверждающих факт затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, нельзя признать обоснованными, поскольку на момент подписания соглашения (22 мая 2020 года) и издания Департаментом приказа о предоставлении субсидии (26 мая 2020 года) предоставление указанных документов Порядком предусматривалось и являлось одним из условий перечисления субсидии получателю.

Кроме того, протокол № 5 заседания комиссии по оценке и отбору заявок на предоставление грантов в форме субсидий от 14 мая 2020 года содержит не решение о предоставлении субсидии ООО «Богдашка», а адресованную Департаменту рекомендацию оказать обществу государственную поддержку в виде субсидии. Фактически соответствующее решение Департаментом было принято 26 мая 2020 года, после того, как вступила в силу новая редакция Порядка.

Пунктом 3.3 соглашения от 22 мая 2020 года № 38-АПК-10предусмотрено, что перечисление субсидии осуществляется не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем предоставления получателем в Департамент документов, указанных в п. 3.1.2 соглашения. Однако субсидия была перечислена ООО «Богдашка» 28 мая 2020 года с нарушением данного условия соглашения, в полной мере соответствующего Порядку.

Таким образом, содержащиеся в решениях судей нижестоящих судебных инстанций выводы сделаны при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и основаны на неверном применении норм материального права.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО1 не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Кроме того, подлежит отмене постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 апреля 2021 года, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенной на предыдущей стадии производства по делу ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение и правовой оценки действий Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности, равный двум годам, истек.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 апреля 2021 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья С.В. Тетюев