ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-322/19 от 09.01.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-9/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 9 января 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу начальника отдела регионального государственного надзора Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 19 Елизовского судебного района Камчатского края от 1 августа 2019 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 30 сентября 2019 года в отношении администрации Елизовского муниципального района Камчатского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

14 июня 2019 года начальником отдела регионального государственного надзора Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края ФИО1 составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица - администрации Елизовского муниципального района Камчатского края по факту невыполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 19 Елизовского судебного района Камчатского края от 1 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 30 сентября 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Елизовского муниципального района Камчатского края прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 КоАП РФ, начальник отдела регионального государственного надзора Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края ФИО1, направившая дело на рассмотрение мировому судье, ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 19 Елизовского судебного района Камчатского края от 1 августа 2019 года и решения судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 30 сентября 2019 года с возвращением дела на новое рассмотрение по основанию существенного нарушения процессуальных требований, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по существу.

Администрация Елизовского муниципального района Камчатского края в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о подаче данной жалобы, возражений не представила.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 14 июня 2019 года, составленному в отношении администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, в ходе проведенной 13 июня 2019 года проверки установлено, что на территории мазутохранилища в поселке Термальный Елизовского района Камчатского края, принадлежащего на праве собственности Елизовскому муниципальному району, находятся две вертикальные емкости объемом 500 м3, две демонтированные емкости объемом 1000 м3 и две емкости по 75 м3 с нефтепродуктами, на почве площадью около 300 м2 имеются следы разливов нефтепродуктов. По выводам эксперта, разлив нефтепродуктов на земельном участке составляет 9 м3, а в перерасчете - 8 тн. Исходя из размера ущерба и критериев, сложившаяся ситуация является чрезвычайной ситуацией муниципального характера. Ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления (пункт 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240). Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям, которая создана в администрации Елизовского муниципального района, но мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации не проведены.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении администрации Елизовского муниципального района дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ в связи с невыполнением предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В ходе рассмотрения дела судами сделаны выводы о том, что поскольку органом местного самоуправления для реализации полномочий администрации по решению на территории района вопросов местного значения, в том числе для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территорий района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создано Управление делами администрации Елизовского муниципального района, то администрация Елизовского муниципального района не является лицом, ответственным за выполнение обязанностей по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории Елизовского муниципального района.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении администрации Елизовского муниципального района в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

Между тем данные выводы судебных инстанций не учитывают следующего.

Положениями части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы местного самоуправления возложено самостоятельное осуществление подготовки содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Исходя из статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7 и 21 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктами 7 и 22 статьи 7 Устава Елизовского муниципального района, утвержденного решением Думы Елизовского муниципального района от 21 сентября 2006 года № 204, к вопросам местного значения Елизовского муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 5.2.2 статьи 27 Устава организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является полномочием администрации Елизовского муниципального района.

Структура администрации утверждается районной Думой по представлению главы района. В структуру администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.

Решением Думы Елизовского муниципального района от 9 ноября 2016 года № 918 утверждено Положение об Управлении делами администрации Елизовского муниципального района (далее – Управление).

Согласно пункту 2.2.1 названного Положения к целям Управления, являющегося органом администрации Елизовского муниципального района и созданного в форме казенного учреждения для целей реализации полномочий органа местного самоуправления, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за выполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм в совокупности, следует вывод о том, что администрация муниципального района, как орган местного самоуправления, является лицом, ответственным за предупреждение, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

Создание в структуре органа местного самоуправления казенного учреждения для решения вопросов местного значения не освобождает сам орган исполнительно-распорядительной власти от исполнения возложенных на него законом обязанностей и функций, равно как осуществления контроля за деятельностью структурного подразделения.

Между тем судами при рассмотрении дела об административном правонарушении данные положения законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения, оставлены без должного внимания.

Заявитель в жалобе просит постановление мирового судьи судебного участка мирового судьи судебного участка № 19 Елизовского судебного района Камчатского края и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 30 сентября 2019 года отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела, имели место 13 июня 2019 года. Срок давности привлечения лица к административной ответственности истек 13 сентября 2019 года.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и части 1 пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, дело не может быть возвращено для целей установления виновности такого лица.

Кроме того, согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административной ответственности, решение по результатам рассмотрения жалоб, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление, решение, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондируется с положениями статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Принимая во внимание названные выше положения, допущенные судами ошибки при применении правовых норм не могут повлечь отмену или изменение принятых ими решений, которыми прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях администрации Елизовского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, а производство по делу прекращено, то возможность возобновления производства по данному делу об административном правонарушении и правовой оценки действий лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление мирового судьи судебного участка № 19 Елизовского судебного района Камчатского края от 1 августа 2019 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ в отношении администрации Елизовского муниципального района Камчатского края оставить без изменения, жалобу начальника отдела регионального государственного надзора Министерства специальных программ и по делам казачества Камчатского края ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева