ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3234/2022 от 02.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3234/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 02 июня 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Иркутского областного суда от 01 февраля 2022 г., вынесенное в отношении администрации Ангарского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору от 26 июля 2021 г. № 2-15-18-169, оставленным без изменения решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 01 октября 2021 г., администрация Ангарского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Иркутского областного суда от 01 февраля 2022 г. постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи городского суда отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе главный государственный инспектор Ангарского городского округа по пожарному надзору ФИО1 просит решение судьи областного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Защитником администрации Ангарского городского округа на жалобу поданы возражения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Как следует из материалов данного дела, основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, выводы должностного лица о том, что 25 февраля 2021 г. администрация Ангарского городского округа, являясь собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, находящееся в оперативном управлении МБОУ «<данные изъяты> допустила нарушения требований пожарной безопасности, а именно на втором этаже здания дошкольного отделения МБОУ «Савватеевская средняя общеобразовательная школа» в групповых ячейках №№ 1 и 2 отсутствуют вторые эвакуационные выходы, чем нарушила п. 3.3 СНиП II-Л.2-62 «Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования», п. 3.12 СНиП II-Л.2-71 «Детские сады-ясли. Нормы проектирования», п.п. 6.12, 6.13 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п. 5.2.12, 5.2.13 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения главным государственным инспектором Ангарского городского округа по пожарному надзору постановления о признании администрации Ангарского городского округа виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Судья городского суда с выводами должностного лица согласился, оставив постановление по делу об административном правонарушении без изменения.

При пересмотре постановления о назначении наказания и судебного решения, судья областного суда пришел к выводу о том, что при проведении проверки административным органом были нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом суд указал на то, что проверка проведена без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки соблюдения юридическим лицом противопожарного законодательства.

По указанным основания судья областного суда отменил постановление по делу об административном правонарушении и судебное решение и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как усматривается из представленных материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, имели место 25 февраля 2021 г.

Следовательно, срок давности привлечения администрации Ангарского городского округа к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек 25 февраля 2022 г.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.

Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения администрации Ангарского городского округа к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последней было прекращено, возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

Решение судьи Иркутского областного суда от 01 февраля 2022 г., вынесенное в отношении администрации Ангарского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Д.В. Недорезов