ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3246/2021 от 28.05.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3246/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 28 мая 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергоимпульс» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №4 в Левобережном судебном районе Воронежской области от 16 ноября 2020 года и решение судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 13 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергоимпульс» (далее также – ООО «Энергоимпульс», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №4 в Левобережном судебном районе Воронежской области от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 13 января 2021 года, ООО «Энергоимпульс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества ФИО1 просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу к следующим выводам.

В соответствии со ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ) органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Частью 4 указанной статьи предусмотрен перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, необходимых для осуществления валютного контроля.

На основании пункта 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

В соответствии с подп. «б» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функциями органа валютного контроля наделены Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба.

Согласно п.5 Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утв. приказом ФНС России от 26 августа 2019 года N ММВ-7-17/418с (далее – Административный регламент), предметом контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства является соблюдение резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами (далее - субъекты проверки) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствие проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

В соответствии с подп. «в» п.6 Административного регламента должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства имеют право запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Согласно подп. «а» п.10 Административного регламента субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства, обязаны представлять документы и (или) информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.

Основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (п.18 Административного регламента).

В соответствии с п.20 Административного регламента административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации.

Приказом УФНС России по Воронежской области от 14 июля 2020 года на Межрайонную ИФНС России №15 по Воронежской области с 1 августа 2020 года возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, состоящими на учете в инспекциях Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому, Левобережному, Советскому, Ленинским районам г.Воронежа, в Межрайонных ИФНС России №1, 8, 13 по Воронежской области.

Как усматривается из материалов дела, в целях осуществления предпроверочного анализа должностным лицом Межрайонной ИФНС России №15 по Воронежской области в адрес ООО «Энергоимпульс» (<...>., офис 3/8) направлен запрос от 3 августа 2020 года №04-12/04812 о предоставлении копий документов, касающихся операций по зачислению валютных денежных средств. Срок исполнения запроса установлен должностным лицом не позднее 20 августа 2020 года.

Запрос был получен обществом 14 августа 2020 года.

В ответе, поступившим в налоговый орган 20 августа 2020 года, генеральный директор ООО «Энергоимпульс» ФИО1 ходатайствовал о продлении срока предоставления запрашиваемых документов, а в ответе от 27 августа 2020 года сообщил об отказе в предоставлении запрашиваемых документов.

Таким образом, ООО «Энергоимпульс» не были представлены указанные в запросе должностного лица Межрайонной ИФНС России №15 по Воронежской области от 3 августа 2020 года №04-12/04812 документы, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.

Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14 сентября 2020 года, запросом должностного лица Межрайонной ИФНС России №15 по Воронежской области от 3 августа 2020 года №04-12/04812, ответами генерального директора ООО «Энергоимпульс» ФИО1 от 20 августа 2020 года и от 27 августа 2020 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние ООО «Энергоимпульс» правильно квалифицировано по ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Вопреки доводам жалобы в протоколе об административном правонарушении существенных недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством, не имеется. В данном протоколе описание события административного правонарушения соответствует диспозиции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы указание в протоколе об административном правонарушении п.п. 19-22 Административного регламента позволяет определить то, что обществу вменяется непредставление документов по запросу должностного лица налогового органа от 3 августа 2020 года, направленного в целях осуществления предпроверочного анализа.

Вопреки доводам жалобы из положений пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, п.5, подп. «в» п.6, подп. «а» п.10, п.п.18,20 Административного регламента следует, что должностное лицо налогового органа в целях осуществления предпроверочного анализа деятельности общества наделено полномочиями по истребованию указанных в запросе от 3 августа 2020 года документов.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ООО «Энергоимпульс» с учетом санкции ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №4 в Левобережном судебном районе Воронежской области от 16 ноября 2020 года и решение судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 13 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергоимпульс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергоимпульс» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов