№ 16-324/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 26 февраля 2020 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей - заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №16 Пушкиногорского района Псковской области от 15.04.2019, решение судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 28.05.2019, состоявшиеся в отношении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей- заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №16 Пушкиногорского района Псковской области от 15.04.2019, оставленным без изменения решением судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 28.05.2019, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей- заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» (далее – ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» ФИО2 выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела на основании распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области от 21.02.2019 №3 в отношении ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» в период с 01.03.2019 по 29.03.2019 проведена плановая выездная проверка по оценке полноты и качества исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданской обороны.
Согласно акту проверки №3 от 22.03.2019 в ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, чем нарушены требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 2, 3, 4, 5, 6 «в» Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 №379, пункта 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, пунктов 9,13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18.12.2014.
22.03.2019 в отношении ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в учреждении не созданы в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Пушкиногорского района Псковской области от 15.04.2019, оставленным без изменения решением судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 28.05.2019, бездействие ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)», описанное в протоколе об административном правонарушении, переквалифицировано с части 2 статьи 20.7 на часть 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
С указанными выводами согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», которое определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты (пункт 3 Положения).
Согласно пункту 5 Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (пункт 6 Положения).
Административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусмотрена частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалифицируя деяние, совершенное учреждением с части 2 статьи 20.7 на часть 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья не привел убедительных доводов о том, что юридическим лицом не выполнены установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны (часть 1 статьи 20.7 Кодекса).
Из распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Псковской области от 21.02.2019 №3 следует, что задачей проведения надзорного мероприятия являлась проверка системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на подведомственной территории от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах принятые по настоящему делу судебные акты законными признать нельзя, выводы судебных инстанций о наличии в деянии ФГБУП «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №16 Пушкиногорского района Псковской области от 15.04.2019, решение судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 28.05.2019, состоявшиеся в отношении ФГБУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №16 Пушкиногорского района Псковской области от 15.04.2019, решение судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 28.05.2019, состоявшиеся в отношении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО1 «Михайловское» (Пушкинский заповедник)» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции