ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3256/2021 от 10.02.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№П16-126/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар 10 февраля 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Захарова А.Л. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, решение судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 года в отношении временно исполняющего обязанности руководителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» (далее – ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр», учреждение) Захарова Анатолия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июля 2020 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 года, временно исполняющий обязанности руководителя ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» Захаров А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Захарова А.Л. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.

Как следует из материалов дела, в 2019 году учреждением приобретались лесопожарная техника и оборудование за счет субсидий, предоставленных в рамках подпрограммы «Леса Кубани» государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. № 1057, в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах из средств краевого бюджета в размере 7 614 000 рублей (приобретение беспилотных авиационных комплексов самолетного типа, квадрокоптера вертолетного типа, автомобиля).

Основанием для привлечения временно исполняющего обязанности руководителя ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» Захарова А.Л. к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства выявленного в ходе проведения проверки факта несоблюдения учреждением требований пункта 5.3 «Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах», утвержденного приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 05 апреля 2019 г. № 740 (далее - Порядок определения объема и условий предоставления субсидий № 740), пункта 2.3.4 соглашения от 17 апреля 2019 г. № 2 «О порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр», заключенного учреждением с министерством природных ресурсов Краснодарского края (Соглашение № 2) в части невыполнения условий предоставления субсидий, которые перечислены учреждению платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не представлен отчет об использовании полученной субсидии за очередной финансовый 2019 год.

С данной позицией должностного лица административного органа согласились судьи районного и краевого судов, признав постановление должностного лица законным.

Однако с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно положениям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение лицом, являющимся получателем субсидии, условий ее предоставления.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» исходя из пункта 5.3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий № 740 представляет отчеты министерству природных ресурсов Краснодарского края о результатах использования субсидий в сроки и по формам, предусмотренным в договоре (соглашении) с министерством.

На основании пункта 2.3.4 соглашения № 2 учреждение обязуется представлять отчеты об использовании полученной субсидии по форме, установленной Соглашением № 2 ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а отчет за текущий финансовый год - не позднее 10 января очередного финансового года с приложением надлежащим образом оформленных подтверждающих документов.

Как следует из пункта 4.2 Соглашения № 2, учреждение несет ответственность за невыполнение целей и условий данного соглашения, в том числе за нецелевое использование средств субсидии, несвоевременность представления отчетов, недостоверность сведений, представляемых в отчетах об использовании субсидии, предоставленной учреждению в 2019 году.

При этом, из буквального толкования пункта 5.3 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий № 740 и пункта 2.3.4 Соглашения № 2 следует, что требование о представлении в министерство природных ресурсов Краснодарского края отчета не является условием для предоставления субсидии, это требование непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением.

Следовательно, требование о представлении в министерство природных ресурсов Краснодарского края отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Тогда как нарушением условий предоставления субсидии является выдача субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение.

Принимая во внимание изложенное и то обстоятельство, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, оснований для признания наличия в действиях временно исполняющего обязанности руководителя ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» Захарова А.Л. состава указанного правонарушения не имеется.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судебными инстанциями требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, что признается существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет отмену состоявшихся актов.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, решение судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности руководителя ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» Захарова А.Л. подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу Захарова А.Л. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, решение судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 года в отношении временно исполняющего обязанности руководителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» Захарова Анатолия Леонидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

судья районного суда Бровцева И.И. № 12-425/2020

судья краевого суда Пегушин В.Г. № 12-5657/2020

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-3256/2021, №П16-126-22

Решение10.02.2022