ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3275/2021 от 03.06.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3275/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 03 июня 2021г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска от 14 января 2021 г. и решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2021г., вынесенные в отношении должностного лица – руководителя ООО «РТ-НЭО Иркутск» Сидорова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска от 14 января 2021 г., оставленным без изменения решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2021 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении руководителя ООО «РТ-НЭО Иркутск» Сидорова С.А. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска Дьячкова Н.А. просит постановление и решение отменить, приводя доводы о их незаконности.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Сидоров С.А. уведомлен о подаче жалобы должностным лицом, в установленный срок возражений не представил.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Материалами дела установлено, что в связи с проведением ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска мероприятий налогового контроля в отношении общества с ограниченной ответственностью СК «Победит», возникла необходимость получения информации о деятельности ООО «РТ-НЭО Иркутск» по вопросам взаимоотношений и заключения сделок с вышеуказанным контрагентом.

14.01.2020 налоговым органом в адрес ООО «РТ-НЭО Иркутск» направлено требование о представлении документов (информации) от 14.01.2020 N78. Требование получено Обществом 22.01.2020.

Учитывая положения п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса срок представления документов (информации) — не позднее 05.02.2020.

ООО «РТ-НЭО Иркутск» документы и информация по вышеуказанному требованию представлены 05.02.2020 не в полном объеме (не представлены карточки бухгалтерских счетов 01, 02, 10, 19, 20, 26, 41, 44, 60, 62, 66, 68, 70, 71, 76, 76АВ. 90, 91, 99 за период с 01.07.2019 по 01.09.2019).

Данное обстоятельства послужило основанием для составления 25.11.2020 года специалистом 1 разряда отдела камеральных проверок №1 ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска в отношении должностного лица – руководителя ООО «РТ-НЭО Иркутск» Сидорова С.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего его направления мировому судье для привлечения Сидорова С.А. к административной ответственности.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья указал на то, что карточки бухгалтерских счетов являются документами бухгалтерского учета ООО «РТ-НЭО Иркутск» и не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика ООО СК «Победит». Со ссылкой на п.п.11 п.1 ст.21 НК РФ пришел к выводу, что вина Сидорова С.А. как руководителя не доказана.

Судья районного суда при принятии решения руководствовался истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Однако, выводы мирового судьи правильными признать нельзя, оснований для прекращения производства по делу не имелось.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (далее - Положение), Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Из п. 6.2 указанного Положения следует, что Федеральная налоговая служба вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере ее деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет административную ответственность виновных, в том числе должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Так, в соответствии с п. п. 2, 5 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Необходимо отметить, что ни статья 93.1 НК РФ, ни Письмо Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336 не содержат конкретный перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, следовательно, перечень не является закрытым, и налоговый орган при проведении проверки вправе истребовать у налогоплательщика любые необходимые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем отмены судебных актов с возвращением дела на новое рассмотрение ввиду следующего.

Установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 названного Кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Восьмого кассационного суда

постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г. Иркутска от 14 января 2021 г. и решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2021 г., вынесенные в отношении должностного лица – руководителя ООО «РТ-НЭО Иркутск» Сидорова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника инспекции ФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска Дьячковой Н.А. – без удовлетворения.

Судья И.В.Конкина