№ 16-3302/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 14 октября 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2020 года № 4/15.14-2020/23, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2020 года № 4/15.14-2020/23, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2021 года, должностное лицо - временно исполняющий обязанности генерального директора акционерного общества «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» (далее – АО ФАПК «Сахабулт») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит вынесенные по делу акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, целей, порядка и условий предоставления (расходования) средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» за период 2018-2019 годы и истёкший период 2020 года.
Установлено, что субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса, на погашение ранее полученных кредитов (займов), подлежащих использованию на финансирование основной производственной деятельности в соответствии с уставом, направлена на погашение задолженности перед АО «РИК ПЛЮС» по договору займа от 10 декабря 2018 года № <данные изъяты>, по которому АО ФАПК «Сахабулт» фактически заёмные средства на расчётный счёт не были получены, непосредственно им привлечённые заёмные средства не были использованы на финансирование основной производственной деятельности.
Заёмные средства, предоставленные АО «РИК ПЛЮС», перечислены на расчётный счёт дочерней организации ООО «Пушная Якутия».
Соглашение с Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов) № <данные изъяты> заключено от 23 декабря 2019 года, которым установлены следующие условия:
- пунктом 1.1 Предмет соглашения - предоставление получателю из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году субсидии на финансовое обеспечение части затрат организаций агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов);
- пунктом 1.2. Цель предоставления субсидии - снижение затрат организации агропромышленного комплекса на погашение ранее полученных кредитов (займов);
- пунктом 2.1 Размер субсидии 48 900 000 рублей.
Средства в размере 48 800 000 рублей зачислены 25 декабря 2019 года на расчётный счёт АО ФАПК «Сахабулт», открытый в АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО (<данные изъяты>).
В дальнейшем АО ФАПК «Сахабулт» средства в размере 50 000 000 рублей, в том числе субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в сумме 48 900 000 рублей, перечислены платёжным поручением от 27 декабря 2019 года № <данные изъяты> на расчётный счёт АО «РИК ПЛЮС» на погашение основного долга по договору займа от 10 декабря 2018 года № <данные изъяты>.
Проверкой установлено, что договор займа № <данные изъяты> был заключён между АО «РИК ПЛЮС» и АО ФАПК «Сахабулт» от 10 декабря 2018 года на следующих условиях:
АО «РИК ПЛЮС» передаёт АО ФАПК «Сахабулт» денежные средства в размере 50 000 000 рублей;
- проценты по займу — 6 % годовых;
- займ выдаётся на пополнение оборотных средств;
- уплата процентов производится ежемесячно, срок уплаты - последний день текущего месяца;
- АО ФАПК «Сахабулт» обязуется вернуть сумму займа единовременно в срок до 29 ноября 2019 года путём перечисления на расчётный счёт;
- с целью обеспечения исполнения обязательств АО ФАПК «Сахабулт» предоставляет солидарное поручительство дочерних предприятий - ООО торговый дом «Сахабулт», ООО «Сахабулт обувь», ООО «Пушная Якутия», поручительство генерального директора ФИО1, безусловное и безотзывное право списывать платёжными требованиями АО «РИК ПЛЮС» денежные средства со всех счетов АО ФАПК «Сахабулт».
При этом в выписке движения денежных средств, в бухгалтерском учёте АО ФАПК «Сахабулт» поступление на расчётный счёт денежных средств в сумме 50 000 000 рублей по договору займа от 10 декабря 2018 года № <данные изъяты>, заключённому с АО «РИК ПЛЮС» отсутствует, операции не отражены.
Генеральным директором ФИО1 в адрес АО «РИК ПЛЮС» от 19 декабря 2018 года направлено письмо о перечислении денежных средств ООО «Пушная Якутия», на основании письма произведено перечисление средств в сумме 50 000 000 рублей платёжным поручением № 816 от 19 декабря 2018 года.
Средства в соответствии с условиями договора, заключённого с АО «РИК ПЛЮС» от 10 декабря 2018 года № <данные изъяты>, в сумме 50 000 000 рублей на расчётный счёт АО ФАПК «Сахабулт» не поступали, начисление и оплата процентов за пользование заёмными средствами не произведено.
Согласно представленным документам за счёт указанных средств ООО «Пушная Якутия» от имени АО ФАПК «Сахабулт» выданы займы дочерним структурам в общей сумме 30 792 431,76 рублей, которые впоследствии зачтены в уменьшение кредиторской задолженности АО ФАПК «Сахабулт» по договорам поставки перед ними. В свою очередь, ООО «Пушная Якутия» приняты обязательства, производить безналичные платежи по финансовым обязательствам АО ФАПК «Сахабулт» в сумме 30 792 431,76 рублей в счёт погашения задолженности по договору займа.
Остаток средств также зачтён в погашение дебиторской задолженности ООО «Пушная Якутия» перед АО ФАПК «Сахабулт».
Таким образом, фактически ООО «Пушная Якутия» денежные средства, предоставленные АО ФАПК «Сахабулт», освоены путём зачёта искусственно сформированной задолженности.
Факт совершения должностным лицом вменённого административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица правильно квалифицированы по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2020 года № 4/15.14-2020/23, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности генерального директора акционерного общества «Финансово-агропромышленный концерн «Сахабулт» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский