ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3314/2021 от 02.06.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ФИО2 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3314/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 июня 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 7 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области»,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» (далее также - некоммерческое партнерство) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье - исполняющий обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1, выражает несогласие с вынесенными судебными актами, приводя доводы об их незаконности, просит их отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.

Некоммерческое партнерство содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлено о принесении вышеуказанной жалобы. В установленный срок возражения на данную жалобу не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения некоммерческой организации к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении, составленного главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 17 сентября 2020 года, следует, что некоммерческое партнерство содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» в нарушение требований абзаца 1 пункта 3, пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не представило в уполномоченный орган - Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Ульяновской области документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 года № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2019 год;

В нарушение абзаца 1 пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2019 год.

В связи с выявленными нарушениями 29 июля 2020 года в адрес некоммерческого партнерства вынесено письменное предупреждение об устранении в срок до 16 сентября 2020 года выявленных нарушений законодательства и представлении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Поскольку в срок до 16 сентября 2020 года вышеуказанное предупреждение не исполнено, бездействие некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» квалифицировано по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья при рассмотрении настоящего дела, установив, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», Приказом Минюста России от 26 мая 2020 года № 122 «Об установлении срока предоставления некоммерческими организациями отчетности» предусмотрен срок для предоставления отчета до 1 июля 2020 года, что свидетельствует о том, что некоммерческая организация в силу абзаца 4, 8 статьи 29 Федерального закона Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и абзаца 1 пункта 3.1, пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязана в определенный законом срок, сообщать в орган, принявший решение о государственной регистрации такой организации указанные сведения, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для вынесения предупреждения о предоставлении сведений об устранении выявленных нарушений с установлением иного срока исполнения, указанного в законе и прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в бездействии некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» состава административного правонарушения.

С выводами мирового судьи, изложенными в вынесенном постановлении, согласился и судья районного суда.

Между тем, мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска не учтено следующее.

Подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено право Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в случае выявления нарушения некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.

Пунктом 82 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 456, установлено, что специалист готовит проект предупреждения (представления). В предупреждении (представлении) указываются: дата вынесения предупреждения (представления); наименование и место нахождения некоммерческой организации, которой адресовано предупреждение (представление); содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца, в отношении политических партий - не менее двух месяцев); порядок информирования центрального аппарата (территориального органа) об устранении нарушений.

Таким образом, предупреждение (представление, предписание) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за соответствием деятельности общественных организаций уставным целям и задачам, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения выявлены, обязанности по их устранению в определенный срок.

Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 29 июля 2020 года об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в отношении некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.

Таким образом, Министерство юстиции Российской Федерации, принимающее решение о государственной регистрации некоммерческого партнерства, и его территориальные органы при выявлении фактов нарушения некоммерческим партнерством законодательства Российской Федерации вправе вынести в адрес таких организаций письменное предупреждение.

За невыполнение в установленный срок предупреждения предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания для требования от некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» предоставления необходимых сведений, путем направления письменного предупреждения об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, не основаны на законе, поскольку такое требование не является повторным и его невыполнение образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.

Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска и судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области»

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска Ульяновской области от 7 октября 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 26 ноября 2020 года, принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области» подлежат отмене.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса для юридических лиц, составляет три месяца и на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

жалобу исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 7 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении некоммерческого партнерства содействия развития спорта и здорового образа жизни «Объединение профессионалов и любителей спорта Ульяновской области», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.И. Матыцина

Решение07.06.2021