ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3334/2022 от 29.06.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-3334/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 29 июня 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" – Горшкова А.Г. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 июля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 9 ноября 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее по тексту - ФКУ "ОСК ЗВО", Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 9 ноября 2021 года и решением судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года, ФКУ "ОСК ЗВО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Горшков А.Г. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении ФКУ "ОСК ЗВО", ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частями 1 и 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель е оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении помощником военного прокурора Тульского гарнизона выявлен факт нарушения законодательства в сфере экологической обстановки в войсковой части , о чем сообщено военному прокурору Тульского гарнизона для принятия решения о проведении проверки по данному факту.

8 апреля 2020 года командир войсковой части был уведомлен о том, что принято решение о проведении проверки в войсковой части в срок с 8 апреля 2020 года по 8 мая 2020 года.

18 мая 2020 года должностным лицом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ФКУ "ОСК ЗВО" возбуждено дело об административном правонарушении.

26 мая 2020 года должностными лицами Приокского межрегионального управления Росприроднадзора проведен осмотр территории войсковой части , а именно, земельного участка с кадастровым номером: , категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения войсковой части, местоположение: .

В ходе осмотра в непосредственной близости от леса выявлены очаговые несанкционированные свалки отходов производства и потребления.

На одной из свалок почва перекрыта бетонными плитами, на которых стоят 4 железные бочки со следами сжигания отходов. Рядом со свалкой с отходами растительного происхождения имеется ров (площадью 8,2 м х 2 м), на дне которого обнаружена вода оранжевого цвета.

Согласно акту осмотра территории войсковой части несанкционированная свалка отходов и производства образовалась в результате хозяйственной деятельности войсковой части на территории Тесницкого участкового лесничества Московского лесничества - филиала ФКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на площади 627 кв.м; она состоит из различных материалов: стекла, дерева, металла, синтетических и других искусственных материалов; свалка сжигалась, что привело к выжиганию хвороста, лесной подстилки, сухой травы, уничтожению лесных насаждений.

Указанные очаговые свалки расположены непосредственно на почве, место их накопления или временного хранения не оборудовано искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; поверхность насыпи отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; отсутствует обваловка и оборудование ливнестоками.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ "ОСК ЗВО" постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Факт совершения Учреждением указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом осмотра территории от 26 мая 2020 года с приложенной к нему фототаблицей; контрактами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01 августа 2019 года, от 06 января 2019 года; от 17 июня 2019 года; копией контракта от 22 декабря 2019 года; копией контракта от 27 декабря 2019 года; положением о базе материально-технического обеспечения (авиационная, объединения ВКС, 1 разряда); копией свидетельства о праве собственности на землю; копией акта на право пользования землей; выпиской ЕГРН на земельный участок; актом осмотра территории в/ч объяснениями Б., Ш., К показаниями свидетелей Г., Т., К., данными в судебном заседании, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФКУ "ОСК ЗВО", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ФКУ "ОСК ЗВО" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Деяние ФКУ "ОСК ЗВО" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.

Доводы жалобы о нарушении порядка назначения проверки подлежат отклонению.

Дело об административном правонарушении возбуждено Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора при наличии к тому повода, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каковым в данном случае являлись поступившие из прокуратуры материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 этой статьи дело возбуждено по результатам рассмотрения должностным лицом названного управления соответствующих материалов. Оснований для иных выводов не имеется.

Вопреки доводам жалобы протокол осмотра земельного участка соответствует требованиям статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исходя из буквального толкования части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для присутствия при осмотре командиру войсковой части не требовалось каких-либо полномочий. Данная мера, прежде всего, направлена на пресечение правонарушения и фиксацию доказательств, поэтому ее применение не предполагает активного участия самого лица или его представителя.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Вопреки доводам жалобы, понятые Г. и Б. соответствовали требованиям, предъявляемым к указанным участникам производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем правомерно были привлечены к участию в производстве процессуальных действий в качестве понятых. Доказательств о какой-либо заинтересованности привлеченных в качестве понятых указанных лиц в исходе дела, материалы дела не содержат, не приведено таких данных и в настоящей жалобе.

Доводы жалобы об отсутствии состава вмененного Учреждению правонарушения и несоблюдении процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении являлись предметом рассмотрения судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных по представленным в материалы дела доказательствам.

Захламление земельного участка относится к одному из видов порчи земли.

Исходя из положений статьи 12, пунктов 1 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на Учреждение возложена обязанность выполнять установленные требования по защите земель (в том числе от захламления отходами производства и потребления, от загрязнения), по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок и срок давности привлечения ФКУ "ОСК ЗВО" к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 июля 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 9 ноября 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 17 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Горшкова А.Г. - без удовлетворения.

Судья Г.К. Шамшутдинова