№ 16-3374/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 октября 2020 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Компакт» Грищенко А.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 001-2019/П-234-622 от 31 июля 2019 г., решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 февраля 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компакт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 001-2019/П-234-622 от 31 июля 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 г. и решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 февраля 2020 г., общество с ограниченной ответственностью «Компакт» (далее – ООО «Компакт», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 550 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «Компакт» Грищенко А.С. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на неправильное установление субъекта вменяемого правонарушения, а также неприменение положений части 3.2 статьи 4.1, статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что в Комитет из Департамента Росприроднадзора по СЗФО поступило обращение гражданина о несанкционированной свалке отходов, работе экскаватора в п. Горская, рядом с домом № 15 по Владимирскому пр.
При выезде на место для проведения проверки поступившей информации специалистами Комитета и администрации Курортного района по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 1 (восточнее дома 15, литера Е по Левашовскому шоссе) актом от 06.05.2019 зафиксирован факт сброса вне специально отведенных мест отходов, в состав которых входят: грунт, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ в смеси, отходы бетона в кусковой форме, отходы полиэтилена и древесины, отходы картона и прочий мусор в мешках.
Земельный участок с кадастровым № по адресу: Санкт- Петербург, <...> уч. 1, (восточнее дома 15, лит. Е по Левашовскому шоссе), не является объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно полученной из филиала «ФКП Росрееста» по Санкт-Петербургу выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.05.2019, указанный земельный участок относится к категории – земли населенных мест с видом разрешенного использования – обслуживание автотранспорта, по договору от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> предоставлен в аренду ООО «Компакт».
Основным видом деятельности ООО «Компакт» согласно выписке Единого государственного реестра юридических лиц является подготовка строительной площадки.
В рамках проведения административного расследования государственными инспекторами Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды при участии ведущих инженеров ОАДОП и О ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО», в присутствии понятых 18.06.2019 в период с 11:15 по 13:20 проведен осмотр земельного участка кадастровый № по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 1, (восточнее дома 15, лит. Е по Левашовскому шоссе), с отбором проб отходов.
ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» подтвердило, что на указанном земельном участке утилизированы отходы IV-V класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Указанные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, что не было выполнено. Утилизация отходов IV класса опасности на земельном участке с кадастровым № осуществлялась в отсутствии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, предусмотренной Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В результате проведенных мероприятий установлено, что ООО «Компакт», заключая договор подряда по организации автостоянки грузового автотранспорта на земельном участке с кадастровым № по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 1, (восточнее дома 15, лит. Е по Левашовскому шоссе), не обеспечило согласование в установленном порядке проектной документации и не осуществляло надлежащий производственный контроль за деятельностью подрядных организаций на объекте, что привело к сбросу разнородных отходов (бой кирпича, отходы бетона в кусковой форме, отходы полиэтилена в виде пленки, отходы теплоизоляционных и кровельных материалов (отходы рубероида), отходы минеральной ваты, отработанные автомобильные покрышки, древесные отходы, отходы ДСП, остатки линолеума, прочий строительный мусор, грунт металлолом) на почву вне специально отведенных мест и их использованию при ведении планировочных работ и организации покрытия автостоянки.
Административный орган и судебные инстанции, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения пунктов 2,5 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39, пунктов 1,2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 10, пункта 2 статьи 11, пункта 7 статьи 12, статьи 13.4 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пришли к обоснованному выводу о том, что обществом не выполнены обязательные мероприятия по защите земель и охране почв при реализации проекта благоустройства и организации стоянки грузовых автомобилей, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а именно: недопущению сброса отходов вне специально отведенных мест и их утилизации при ведении планировочных работ с использованием специализированной техники на гусеничном ходу, сопровождающейся утрамбовыванием и захоронением отходов в пределах арендованного земельного участка с кадастровым № по адресу: Санкт-Петербург, <...> уч. 1 (восточнее дома 15, литера Е по Левашовскому шоссе), что привело к ухудшению качественного состояния земель, являющихся важнейшим компонентом окружающей среды и природных ресурсов, не приняты меры по ликвидации последствий загрязнения и восстановлению нарушенных земель.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 указанного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на неверном толковании норм права, были предметом проверки судей судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Компакт» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Компакт» в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о неприменении положений части 3.2 статьи 4.1, статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом рассмотрения судебных инстанций, отвергнуты ввиду отсутствия оснований для применения приведенных положений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности № 001-2019/П-234-622 от 31 июля 2019 г., решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2019 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 февраля 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компакт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Компакт» Грищенко А.С. – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции