ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3406/20 от 25.06.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3406/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 25 июня 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Мартемьянова Д.К. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта от 30 июля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 14 января 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 7 февраля 2020 года, вынесенные в отношении заместителя главного инженера – начальника ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянова Д.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника территориального отдела (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта от 30 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 14 января 2020 года и решением судьи Курского областного суда от 7 февраля 2020 года, заместитель главного инженера – начальник ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянов Д.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Мартемьянов Д.К. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Потребители электрической энергии – это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В соответствии с разделом 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982, обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

В соответствии с пунктом 8.1 Правил проведения сертификации электрооборудования, утв. постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16 июля 1999 года N 36 (далее – Правила №36), обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Согласно пункту 8.2 Правил №36 объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила № 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Услуги по передаче электрической энергии должны соответствовать показателям и нормам качества, установленным ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22 июля 2013 года N 400-ст.

Как усматривается из материалов дела, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» является территориальной сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 2.1 договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенного 10 апреля 2014 года между ОАО «АтомЭнергоСбыт» (заказчик) и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (филиал ПАО «МРСК – Центра» - «Курскэнерго» (исполнитель), исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании исполнителю.

Согласно пункту 3.4.1 договора исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей, в интересах которых заключен названный договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Решениями от 4 апреля 2019 года №109-1/ССЭЭ/18/Р3, №109-2/ССЭЭ/18/Р3 отменено действие сертификатов качества электрической энергии, отпускаемой потребителям из сетей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», № РОСС RU.AA55.B00175, № РОСС RU.AA55.B00176 сроком действия с 23 марта 2018 года по 22 марта 2021 года, выданных ПАО «МРСК Центра», в связи с отказом держателя сертификатов соответствия ПАО «МРСК Центра» от прохождения инспекционного контроля.

Указанные решения органа по сертификации содержат 379 центров питания распределительных электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго».

Территориальным отделом (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» направлено уведомление о несоответствии обязательным требованиям электрической энергии с требованием провести проверку достоверности полученной информации.

В ответе филиал ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» подтвердил факт реализации электроэнергии без сертификата соответствия.

Таким образом, в период с 4 апреля 2019 года по 21 мая 2019 года ПАО «МРСК Центра» обеспечивало передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям и выпускало в обращение через 379 центров питания распределительных электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», расположенных на территории Курской области, электрическую энергию в отсутствие сертификата соответствия.

В соответствии с Положением об отделе метрологии и качества электроэнергии службы релейной защиты, автоматики, измерений и метрологии филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» ПСП КР/28-02/04-2016, утв. приказом от 23 ноября 2016 года № 1879-кр, должностным лицом, ответственным за ведение работ по сертификации в филиале ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», является заместитель главного инженера - начальник ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянов Д.К.

Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 3 июля 2019 года, договором об оказании услуг по передаче электрической энергии от 10 апреля 2014 года, решениями от 4 апреля 2019 года №109-1/ССЭЭ/18/Р3, №109-2/ССЭЭ/18/Р3 об отмене действия сертификатов качества электрической энергии от 4 апреля 2019 года, Положением об отделе метрологии и качества электроэнергии службы релейной защиты, автоматики, измерений и метрологии филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» ПСП КР/28-02/04-2016, утв. приказом от 23 ноября 2016 года № 1879-кр, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Мартемьянова Д.К. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Мартемьянова Д.К. о том, что к лицам, обязанным проводить сертификацию, сетевые организации не относятся, является несостоятельным. В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Поскольку филиал ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго», являясь территориальной сетевой организацией, обязано обеспечивать в точках поставки электроэнергии потребителям качество и иные параметры передаваемой энергии в соответствии с техническими регламентами, поэтому данное юридическое лицо в соответствии с приведенными выше нормами должно иметь сертификат соответствия, подтверждающий качество передаваемой электроэнергии.

Вопреки доводам жалобы в решении судьи Курского областного суда от 7 февраля 2020 года существенных недостатков, влекущих признание его незаконным, не имеется.

Довод Мартемьянова Д.К. о том, что ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» не относится к лицам, перечисленным в части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о незаконности обжалуемых актов. Учитывая то, что нарушение допущено сетевой организацией и непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителей, поэтому должностное лицо и судебные инстанции правильно пришли к выводу о наличии в деянии заявителя состава указанного административного правонарушения.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Мартемьянову Д.К. в пределах санкции части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление начальника территориального отдела (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта от 30 июля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 14 января 2020 года и решение судьи Курского областного суда от 7 февраля 2020 года, вынесенные в отношении заместителя главного инженера – начальника ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянова Д.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мартемьянова Д.К. – без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов