№ 16-340/2021 (№ 16-4045/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 25 мая 2021 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Губанова А.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 июня 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л :
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.4 КоАП РФ, изъятые археологические предметы в количестве 15 штук обращены в собственность Российской Федерации путем их передачи в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу.
Решением судьи Приморского краевого суда от 27 июля 2020 года постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 июня 2020 года изменено, исключено указание об обращении археологических предметов в количестве 15 штук в собственность Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 – Губанов А.И. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты в части передачи изъятых археологических предметов в количестве 15 штук в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу, указанные предметы вернуть законному владельцу ФИО2
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 7.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11 февраля 2020 года сотрудниками Пограничного Управления ФСБ России по Приморскому краю в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» по адресу: <адрес>, в антикварной галерее «Раритет», в которой осуществляет свою деятельность ИП ФИО3, выявлен факт противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом археологических предметов, совершением сделок с археологическими предметами.
На деревянном столе в одном из выставочных залов антикварной галереи «Раритет» обнаружены 4 почтовых полимерных пакета, на которых в качестве отправителя указан ФИО2, а в качестве получателя отправлений – ФИО1 В данных пакетах были обнаружены 15 предметов, которые, согласно заключению эксперта Министерства культуры Российской Федерации от 18 февраля 2020 года, являются археологическими предметами и относятся к культурным ценностям, имеющим особое значение, и подпадают под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования», Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Указанные предметы были извлечены из археологических памятников эпохи Цзинь и Восточное Ся (1115-1234 гг.) на территории Российской Федерации.
Археологические предметы в количестве 15 штук были направлены ФИО2 из Республики Крым в адрес ФИО1 для последующей продажи третьим лицам. Документы на право отчуждения или распоряжения археологическими предметами ФИО1 не предъявил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья Фрунзенского районного суда города Владивостока пришел к выводу о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 КоАП РФ, поскольку доказательств, подтверждающих факт совершения ФИО1 сделок с указанными предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, в материалах дела не содержится, в связи с чем прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Изъятые археологические предметы обращены в собственность Российской Федерации путем их передачи в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу.
В результате рассмотрения жалобы на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 июня 2020 года судьей Приморского краевого суда 27 июля 2020 года вынесено решение, которым указанное постановление изменено, из постановления судьи районного суда исключено указание об обращении археологических предметов в количестве 15 штук в собственность Российской Федерации.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 названного Кодекса.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об объектах культурного наследия) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
Частью 11 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия установлено, что археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (часть 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» (далее – Федеральный закон № 245-ФЗ) для физических и юридических лиц, владеющих археологическими предметами, установлен запрет на их отчуждение за исключением случая передачи государству, универсального правопреемства, распоряжения законно ввезенными на территорию Российской Федерации археологическими предметами в соответствии с законодательством данного государства, а также отчуждения археологических предметов, находящихся во владении физических и юридических лиц на день вступления в силу данного закона, в порядке, установленном Законом о Музейном фонде, при условии их включения не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта от 18 февраля 2020 года изъятые у ФИО1 предметы являются археологическими предметами, представляющими уникальную культурную ценность (л.д. 51-79).
При этом, как обоснованно указано судьями нижестоящих судебных инстанций в оспариваемых судебных актах, каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих принадлежность на законном основании изъятых археологических предметов ФИО1, материалы дела не содержат.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм вещи, изъятые из оборота, должны быть обращены в доход государства. Судебные акты по доводам защитника ФИО1 – Губанова А.И., который ставит вопрос об их отмене в части передачи изъятых археологических предметов в количестве 15 штук в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу и передачи их ФИО2, изменены либо отменены быть не могут.
Основания для изменения либо отмены состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют. Передача изъятых предметов в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу предполагает определение их дальнейшей юридической судьбы в рамках полномочий органа и согласуется с положениями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 15 июня 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Губанова А.И. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов