ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3422/2022 от 06.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3422/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 06 июня 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области Акулова Р.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 г., вынесенное в отношении администрации Ангарского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 19 июля 2021 г. администрация Ангарского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 г. постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе заместитель начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области Акулов Р.Н. просит решение судьи городского суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Защитником администрации Ангарского городского округа на жалобу поданы возражения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Как следует из материалов данного дела, основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, выводы о том, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 04 мая 2021 г. по 01 июня 2021 г., должностными лицами ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области было выявлено, что администрация Ангарского городского округа, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 63, д. 2, не выполнила мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 8, 11, 12, 13, 14, 16, 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, п.п. 15.2, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.10 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образовательных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687; п. 8 Приложения № 1 Типового порядка создания нештатных формирований п обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, п.п. 10, 26, 28, 30 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365, п. 28 Приложения № 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365, п. 1.5 Приложения № 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 578/365, СП 133.13330.2012 «Свод правил сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования», утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 05.04.2012 № 159, п. 22 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 579/366, п. 27 Приложения № 3 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 № 579/366, п. 14 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 № 303, п.п. 3, 5, пп. «Б» п. 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.200 № 379, п. 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно:

- не осуществляются мероприятия по борьбе с пожарами, возникновение которых возможно при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (не создана и не организована деятельность муниципальной пожарной охраны, не организована ее подготовка в области гражданской обороны и взаимодействие с другими видами пожарной охраны; не организовано тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время; не организовано заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров);

- не определена организация, создающая нештатное формирование гражданской обороны – аварийно-техническая команда по газовым сетям;

- паспорт муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа содержит недостоверные сведения об организации, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание (указана ООО <данные изъяты> по контракту осуществляет ИП ФИО4);

- положением о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ангарского городского округа не определен порядок совершенствования (замены устаревшего оборудования на современные технические средства оповещения) муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа;

- отсутствует проектно-сметная документация на муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения Ангарского городского округа;

- технические средства оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа эксплуатируются в неисправном состоянии (при снятии показаний с терминала управления ТСО П-166-М установлена исправность 39 абонентов из 74 (52.7%));

- не установлены номенклатура, объем порядок создания и использования резерва мобильных технических средств оповещения населения;

- не установлен порядок создания и использования резерва стационарных технических средств оповещения населения;

- в рамках осуществления эксплуатационно-технического обслуживания муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа выключение технических средств оповещения осуществляется без согласования с дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, уполномоченными на включение (запуск) ТСО и без уведомления дежурно-диспетчерских служб органов повседневного управления РСЧС вышестоящего уровня;

- комплексная проверка готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа проведена не в полном объеме, выводы по результатам комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа не соответствуют действительности (в акте комплексной проверки готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ангарского городского округа от 03 марта 2021 г., утвержденного первым заместителем мэра Ангарского городского округа, заместителем председателя КЧС и ПБ АГО ФИО5 10.03.2021, отсутствуют сведения о проверке следующих вопросов: а) муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию; б) муниципальная система оповещения сопряжена с региональной системой оповещения; в) на территории муниципального образования КСЭОН во всех зонах экстренного оповещения населения созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня (фактически отсутствует КСЭОН в зоне экстренного оповещения населения об угрозе возникновения быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с авариями на химически-опасных объектах); д) муниципальная система оповещения в установленное Положением о системах оповещения время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение сигналов оповещения экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности (фактически не доводятся сигналы оповещения и экстренная информация (отсутствует сопряжение с ЛСО) до потенциально опасных объектов (гидротехнические сооружения ТЭЦ-10, Золошлакоотвал ТЭЦ-9 ОАО «Байкальская энергетическая компания); дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования; з) техническое состояние системы оповещения населения оценено как «удовлетворительно»; и) не менее 75 % населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системам) муниципальной системы оповещения; к) профессиональная подготовка дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения; м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами; н) своевременно проводятся мероприятия по созданию и совершенствованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН (фактически отсутствует КСЭОН в зоне экстренного оповещения населения об угрозе возникновения и быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с авариями на химически-опасных объектах);

- не разработан план осуществления комплексной маскировки территорий, не определен перечень объектов, подлежащих маскировке (представленный план отражает только мероприятия по световой маскировке);

- не созданы запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; не проводятся инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков территории города Ангарска;

- статус материальных ценностей администрации Ангарского городского округа, спланированных к эвакуации, не подтвержден экспертной оценкой;

- не созданы в полном объеме запасы материально-технических, продовольственных и медицинских средств, средств радиационной, химической и биологической защиты, средств радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, табачные изделия, свечи, дезактивирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

- не составлен перспективный план проведения оценок технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Ангарского городского округа.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении администрации Ангарского городского округа к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и делая выводы об отсутствии в действиях администрации Ангарского городского округа состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о несоблюдении администрацией установленных требований в области гражданской обороны.

По указанным основаниям судья городского суда, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прекратил производство по делу.

Как усматривается из представленных материалов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, имели место 31 мая 2021 г.

Следовательно, срок давности привлечения администрации Ангарского городского округа к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек 31 августа 2021 г.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.

Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения администрации Ангарского городского округа к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последней было прекращено, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

Решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 г., вынесенное в отношении администрации Ангарского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области Акулова Р.Н. – без удовлетворения.

Судья Д.В. Недорезов