ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3431/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 19 мая 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № 019/04/7.30-21/2020 от 18.05.2020г, решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17.09.2020г, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25.11.2020г, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ,
установил:
постановлением руководителя УФАС по Республике Хакасия от 18.05.2020г № 019/04/7.30-21/2020 должностное лицо государственного заказчика-ФГКУ Комбинат «Залив Управления Федерального агенства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17.09.2020г, оставленным без изменения решением Верховного Суда Республики Хакасия от 25.11.2020г., постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит решения судов отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет назначение административного наказания.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что решением Комиссии УФАС по Республике Хакасия от 22.11.2019г № 019/06/33-628/2019 жалоба <данные изъяты> признана обоснованной в части установления различного срока выполнения работ, а также излишнего требования к составу заявки участника закупки, а именно предоставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям.
Государственный заказчик- ФГКУ Комбинат «Залив» Управления Федерального агенства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу признан нарушившим части 5 и 8 статьи 34, часть 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Материалы жалобы переданы должностному лицу УФАС по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, (л.д.14-26).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.09.2020г решение УФАС по Республике Хакасия от 22.11.2019 в части выводов о нарушении ФГКУ Комбинат «Залив» по Сибирскому Федеральному округу частей 5,8 статьи 34, ч.1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013г признано незаконным, (л.д.127-144).
Постановлением должностного лица от 18.05.2020г ФИО1 признана виновной по ч.4 ст. 7.30 КоАП РФ за то, что 08.09.2019г на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок
http://zakupri.gov.ru и на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» размещена информация (извещение, аукционная документация, проектно-сметная документация, сметы, проект контракта) о проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап.аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап.ремонту, сносу объекта кап.строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (№ закупки №). Начальная максимальная цена контракта 45 785 390,00 руб. Документация об аукционе по части I-VII, Х утверждена ведущим юрисконсультом ФГКУ Комбинат «Залив» Управления Федерального агенства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 08.11.2019г.
Объектом закупки является «Выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
Заказчик, установив в документации об аукционе требование к составу заявки участника закупки по представлению документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, относящихся к пункту 2(1) «Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная 9максимальная) цента контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей» Приложения № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015г № 99, и не относящихся к объекту закупки, тем самым затребовал от участника электронного аукциона представления иных документов, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Условием допуска к участию на торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской их реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019г № 86»Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».
Заказчиком в извещении, части VII»Информационная карта документации об электронном аукционе», Приложения № 1к информационной карте и подпункте 1.8 «Требования к подрядчику» части VIII «Описание объекта закупки», в том числе указано следующее: «Документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017г № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», при этом выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении и документации об электронном аукционе».
Объектом закупки является «Выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
Заказчик, установив в документации об аукционе требование к составу заявки участника закупки по предоставлению документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, относящихся к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и не относящихся к объекту закупки, тем самым затребовал от участника электронного аукциона предоставление иных документов, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью приведенных судебными инстанциями доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 2,3 ст. 31 названного Закона, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч.4 ст.31).
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в отношении должностного лица установлено не предусмотренное ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ требование к участникам закупки, при установлении в части VII документации аукциона в электронном виде, за что частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Установленные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности состоит в том, что оно не выполнило установленные требования Закона о контрактной системе.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы о том, что на момент вынесения решения Верховным Судом Республики Хакасия от 26.11.2020г истек срок давности привлечения к административной ответственности, основан на неправильном толковании норм материального и процессуального права. Указанным решением оставлено без изменения решение нижестоящего суда, которым ФИО1 было отказано в удовлетворении ее жалобы на постановление должностного лица о привлечении ее к административной ответственности.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся решения сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление руководителя УФАС по Республике Хакасия № 019/04/7.30-21/2020 17 от 18 мая 2020г, решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 17 сентября 2020г, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25 ноября 2020г, вынесенные в отношении должностного лица ФГКУ Комбинат «Залив» Управления Федерального агенства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.30 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева